Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, наш педагогический коллектив убедился в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов.
Современные предметные программы обучения не всегда позволяют учащимся проявлять свободу мышления, не в полной мере формируют самостоятельность в анализе получаемой информации, не стимулируют поиск и подбор дополнительных источников информации, ученик почти целиком зависит от учителя и зачастую не очень стремится выйти из под такой опеки. Исследовательская деятельность, на наш взгляд, является наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к обучению. Но при организации в учебном процессе исследовательской деятельности возникают проблемы:
- развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, установкой обучающих на передачу, а обучаемых на усвоение готовых знаний;
- основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;
- учащиеся практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени.
Особую значимость при этом приобретает организация работы школьного научного общества учащихся. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение учащихся, стремящихся совершенствовать знания, умения, навыки в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобщаться к опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов школы, преподавателей вузов, педагогов дополнительного образования.
Главная задача НОУ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной исследовательской и творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ. Общее руководство НОУ осуществляет методический совет школы. Работа НОУ организована таким образом, что позволяет дополнять базовую учебную программу, расширять и углублять знания, которые учащиеся получают на уроках.
Деятельность НОУ направлена не только на формирование исследовательских компетенций, но и стимулирование полезной деятельности (учебной и внеурочной), побуждение к саморазвитию, самореализации, творчеству.
В процессе работы НОУ изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проектной или исследовательской работы овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего исследования (проекта).
В течение учебного года в рамках деятельности НОУ проводятся мероприятия:
- планирование деятельности, определение цели и задач на текущий учебный год;
- обсуждение и утверждение тематики проектов и исследований учащихся;
- организация деятельности творческих групп, консультации специалистов;
- предварительная экспертиза проектных и исследовательских работ экспертной группой;
- организация конкурсов, конференций по различным направлениям и номинациям в образовательном учреждении;
- участие работ в конкурсах, конференциях различного уровня;
- подготовка материалов к публикации, распространение накопленного опыта, различные формы презентации проектов и исследований за пределами образовательного учреждения;
- подведение итогов деятельности НОУ, поощрения и награждения активных участников.
Результатами деятельности НОУ являются исследовательские работы, презентации, рефераты, проекты, выступления на школьных конференциях, участие в конкурсах различного уровня.
Исследовательской работе учащихся, их участию в научных секциях НОУ предшествует обязательный спецкурс «Введение в научное исследование». Это является важнейшим условием в ходе организации всей исследовательской работы, поскольку сформированные умения становятся направляющими и определяют весь ход дальнейшего исследования. Программа спецкурса направлена на формирование исследовательской культуры учащихся, призвана дать знания и навыки, необходимые для самостоятельной исследовательской работы. Перед спецкурсом стоят задачи:
- научить формулировать цель, проблему исследования, определить ее объект и предмет;
- научить выбирать методы исследования, соответствующие задачам;
- научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования;
- заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, справочниками, архивными документами и другими информационными источниками.
Начинать работу по формированию исследовательских компетенций учащихся необходимо как можно раньше, с начальной школы. Именно в эти годы развивается мышление, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать, делать выводы. Чтобы ребенок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, т.е. ребенок должен захотеть воспринимать информацию и сообщать ее другим. Дети уже по природе своей - исследователи. Ребенок постепенно учится создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Выпускники начальной школы способны самостоятельно собрать необходимую информацию по выбранной теме и поделиться своими знаниями с младшими по возрасту учащимися. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.
Задача НОУ состоит в том, чтобы создать условия для каждого учащегося, выбрать такие методы, формы деятельности, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, и в то же время нужно помочь ребенку проявить свой талант.
Члены общества могут самостоятельно выбирать тему для работы и научного руководителя. Выбор тем исследовательских работ основывается на их актуальности, познавательных интересах и возможностях учащихся. Выбор темы исследовательской работы имеет огромное значение. Правильно выбрать тему – значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Успешно выполнить исследовательскую работу поможет индивидуальный план подготовки, который необходимо разработать совместно с руководителем исследования. Такой план позволит установить логическую последовательность действий, очередность и сроки выполнения этапов работы. По итогам работы над индивидуальными исследовательскими темами учащиеся представляют творческие отчеты. Формы отчетов могут быть различными. В школе уже стало традицией проведение научно-практических конференций. Во время школьной конференции проходит заседание секций. Научно-практическая конференция учащихся дает возможность участникам значительно поднять культурно-информационный уровень. Во время защиты тем исследования все участники конференции получают структурированный массив новой, уникальной информации. Кроме того, учащиеся привыкают к определенной форме общения во время конференции: обучаются слушать, задавать вопросы, четко отвечать, дискутировать. У ребят формируется навык защиты своих творческих работ. Проводя исследования, учащийся погружается в атмосферу творческого поиска, пребывает в творческом состоянии. Юные исследователи добывают, накапливают, обобщают новые знания, которые могут быть востребованы обществом.
Работа над проектами и исследованиями позволяет учащимся:
- развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения,
переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;
- приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации,
прививает им стремление к приобретению знаний;
- свободно использовать нужные источники информации;
- демонстрировать, представлять, защищать свою работу;
- развивать чувство ответственности за свои действия.
В настоящее время информация стала легкодоступной, а объем ее быстро растет, поэтому большой объем предметных знаний в изменившемся мире практически потерял свою ценность. Необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, как информацию добывать, интегрировать или создавать. В условиях современного динамично развивающегося и постоянно изменяющегося мира ключевым навыком, необходимым каждому человеку, становится не столько получение новой информации, а сегодняшняя школа – это получение учеником определенной базы знаний, сколько анализ и осмысление доступной информации по изучаемой проблеме, применение аналитических способностей к постановке и решению конкретной задачи. Для достижения этого необходимо на практических занятиях НОУ развивать у учащихся способности к деятельности, включающей аспекты - готовность к целеполаганию, оценке, действию, рефлексии, воспитание совершенствующейся социально-успешной личности. Принцип такого подхода можно сформулировать следующим образом: «Я умею (работать самостоятельно, работать с источниками информации, общаться с людьми), значит я смогу (найду, решу, сделаю)».
Сегодня нельзя определить, какие навыки будут особенно востребованы завтра, специалист какого профиля будет наиболее адекватен и успешен и наиболее востребован, а в работе НОУ стирается граница между основными базовыми и вспомогательными знаниями.
По мнению учащихся, работа в НОУ дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной работы, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в конференциях и помогает уверенно презентовать результаты своей работы.