Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Управление процессом воспитания
  • Создание структурно-функциональной модели классного руководителя на основе педагогической диагностики личности воспитанников

    Дроздикова Людмила Николаевна – директор МБОУ «СОШ № 135» г. Казани, к.п.н.

    Движение общества к большей экономической свободе, предполагающей и большую ответственность людей за результаты труда и уровень своего благосостояния, информационная и культурная открытость общества, высокая востребованность личностного потенциала каждого человека во всех сферах общественной жизни придает особую актуальность улучшению системы воспитания детей. Задача воспитания подрастающего поколения является важной для любого государства, особенно она важна для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта детей и подростков, на их дальнейшее профессиональное самоопределение на их адаптацию в социуме. В связи с этим возрастает роль деятельности всех без исключения общественных институтов. Среди них особое место занимает школа. Становится очевидным, что от того, как будет проводиться воспитательная деятельность в школе, какие ценности будут сформированы у подростков, зависит успешность цивилизованного развития нашего общества. Воспитательная деятельность в школе должна строиться с учетом индивидуальных особенностей детей и предполагает постоянное совершенствование воспитательной деятельности классного руководителя.

    Сегодня система классного руководства во многом не удовлетворяет ни общество, ни современную школу, так как часто носит формальный характер и ограничивается реализацией определенных нормативов и инструкций без учета индивидуальных особенностей подростков, специфики воспитательной работы, без учета их подготовки к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим нуждаются в уточнении содержание, формы и методы воспитательной деятельности классного руководителя. Назрела острая необходимость в разработке новых подходов к организации совершенствования воспитательной деятельности классного руководителя. Одним из таких подходов является использование диагностики в воспитательной деятельности классного руководителя. Опираясь на традиционные подходы к организации изучения личности детей, классные руководители сталкиваются с различными трудностями. Эти трудности усугубляются неадаптированным переносом форм педагогической диагностики, игнорированием специфики подросткового возраста, отсутствием комплексного подхода к педагогической диагностике.

    Как показывает анализ исследований данной проблемы и состояние практики, сложившиеся формы и методы педагогической диагностики вошли в явное противоречие с существующими потребностями. Таким образом, назрела необходимость в разработке и применении комплекса диагностических методик, призванных способствовать совершенствованию воспитательной деятельности классного руководителя.

    В последние годы ученые внесли существенный вклад в разработку многих проблем воспитания. Но теоретический анализ показал, что широкий спектр исследований связан либо с системой школьного воспитания, либо с отдельными аспектами работы классных руководителей. Вместе с тем здесь имеется еще недостаточно изученные проблемы. До сих пор нет крупных монографических работ, посвященных совершенствованию воспитательной деятельности классного руководителя, не определены пути повышения эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, мало исследованы формы и методы педагогической диагностики в работе классного руководителя.

    С целью совершенствования воспитательной деятельности классного руководителя педагогами МБОУ «СОШ № 135» определены сферы воспитательной деятельности, группы методов воспитательной деятельности, разработана ее модель.


    Структурно-функциональная модель воспитательной деятельности классного руководителя

    Сферы воспитательной деятельности

    Все три стороны воспитательного процесса находятся в тесном взаимодействии и взаимообуславливают друг друга. Работа классных руководителей МБОУ «СОШ № 135» организована таким образом, что сферы деятельности классного руководителя представляют собой поле его работы и определяют функции воспитательной деятельности, достижение поставленных целей и задач осуществляется посредством определенной системы методов и форм воспитательной работы. Четыре группы методов воспитания, используемых педагогами, включают в себя:

    1. Методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуации свободного выбора).

    2. Методы мотивации деятельности и поведения (рассказ, лекция, беседа, дискуссия).

    3. Методы по организации профессионального самоопределения личности ребенка.

    4. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (метод соревнования, поощрение, наказание).

    В современной педагогике диагностическая система, отвечающая актуальным требованиям школьной практики, еще не сложилась. Вместе с тем процессы, сопровождающие ее интенсивное развитие, привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.

    В педагогической литературе рассматриваются цели и задачи педагогической диагностики (А.И.Кочетов), ее структура (Н.К.Голубев, В.П.Битинас), раскрываются аспекты и современные направления дальнейшего развития (К.Ингекамп), представлены разработки частных вопросов диагностики, в том числе, воспитанности учащихся (З.В.Васильева, Е.В.Богдаревская,), нравственного развития школьников (А.С.Белкин, В.М.Обухов, Л.Г.Кирилюк, Т.Н.Курилова, Н.П.Юнгер), личности ученика в процессе обучения (Н.В.Бочкина, А.Т.Тряпицина), в системе оптимизации педагогического процесса (Ю.К.Бабанский), дидактики (В.П.Блинов, И-Я.Лернер, , Т.И.Шамова), педагогическом анализе (Ю.А.Раченко, В.И.Зверева, П.И.Третьяков) и т.д.

    В последнее время наряду с понятием "психодиагностика" все чаще встречается термин "психолого-педагогическая диагностика", которая определяется как "заключение о проявлениях и качествах личности, подлежащих педагогическому воздействию, изменению, которое может быть использовано в воспитательных целях, а также в факторах воздействия на личность. Психолого-педагогическая диагностика как процесс постановки диагноза составляет важный этап решения педагогической задачи, от результатов которого зависит правильность ее постановки (определения проблемы, цели, условий) и решения (выбор и проектирование способов педагогического действия).

    Однако в педагогике диагностика имеет свое содержание. Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса. Педагогическая диагностика никогда не была только исполнителем, который по заказу исследует клиентов, отмечает их признаки и затем передает полученные данные заказчику. Кроме того, школьные психологи чаще всего ограничивают сферу своей деятельности оказанием помощи "трудным" ученикам. Но в психологической консультации нуждаются все школьники. Здесь и задача дальнейшего развития учебных способностей, и помощь в профессиональном самоопределении, и преодоление напряжений и трудностей в межличностном общении.

    Отсюда на основе практической деятельности нами были определены следующие функции педагогической диагностики воспитательной деятельности классного руководителя:

    1. Функция обратной связи. По результатам диагностики классные руководители проводят анализ достижений целей деятельности, выясняют причины неудач. Не контролируя своих действий, классный руководитель теряет возможность управлять процессом формирования личности. Поэтому ему необходимы такие сведения о личности учащегося, о воспитательном процессе, которые позволили бы ориентироваться на достижение наилучшего варианта педагогического решения.

    2. Функция педагогической коррекции. По данным педагогической диагностики можно четко наметить меры по исправлению деятельности. Кроме того, педагогическая диагностика выступает как индикатор и как метод воспитания.

    3. Функция мотивации и стимулирования. Педагогическая диагностика позволяет более адекватно применять внешние стимулы, повышает уровень личной мотивации.

    4. Функция контроля. Педагогическая диагностика позволяет производить оперативный контроль за ходом воспитательного процесса, так как содержит информацию о его состоянии. Эта функция основывается на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности.

    5. Функция информирования участников педагогического процесса. Результаты педагогической диагностики интересны и важны как для всех педагогов, в той или иной степени участвующих в формировании личности данного ученика, так и для его родителей, для учеников. Конечно, не всегда диагностические выводы надо сообщать; иногда лучше, чтобы сохранялась определенная тайна. Но это лишь подчеркивает значимость функции информирования.

    6. Функция прогноза. Любой диагноз подразумевает прогнозирование- определение перспективы развития диагностируемого объекта. Реализация этой функции сопряжена с большой ответственностью педагога. Так, если диагностика отношений в семье учащегося выдает неблагоприятные условия для развития личности ученика, для его самостоятельного выбора будущей профессии,

    Может ли классный руководитель не принимать немедленные меры? Такого рода проблемы могут превратиться в нравственный конфликт, если классный руководитель не располагает средствами устранения факторов неблагоприятного исхода.

    7. Функция совершенствования воспитательной деятельности. Педагогическая диагностика позволяет совершенствовать воспитательную деятельность классного руководителя.

    Применительно к сформулированным нами функциям педагогической диагностики воспитательной деятельности классного руководителя, комплекс задач стал следующим:

    - определить личностные качества классного руководителя и подростка, влияющие на воспитательный процесс;

    - изучить особенности семейного воспитания подростков с целью выявления положительных и отрицательных влияний на формирование личности учащегося;

    -выявить систему внутриклассных взаимоотношений с последующим определением эмоционального фона класса;

    -установить реальные условия улучшения воспитательной деятельности классного руководителя;

    - выработать единые педагогические требования к процессу воспитания с учетом индивидуальных особенностей подростков;

    - способствовать развитию самосознания и личной ответственности воспитанников и воспитателей за результаты своей деятельности;

    - фиксировать профессионально необходимый уровень знаний и умений классного руководителя;

    - использовать полученные в процессе педагогической диагностики данные в дальнейшей воспитательной работе;

    - прогнозировать результаты педагогических воздействий;

    - совершенствовать воспитательную деятельность классного руководителя (подбор оптимальных средств и методов педагогического воздействия).

    Реализация поставленных перед классными руководителями задач осуществлялась в школе на основе следующих диагностических методик:

    Диагностические методики и их применение

    Изучение особенностей личности подростка

    п/ п


    Диагностические методики


    Что диагностируется


    Уровни, показатели


    Форма обобщения данных


    Сроки


    На что влияет использование диагностической методики



    Методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности. (Ма-талина, Кэттэлл, Айзенк, Личко и др.)

    Характерологические особенности личности подростка.


    Тип личности по шкалам интравер-сии/ экстраверсии

    Таблица, аналитическая справка.


    1-2 раза в год


    Индивидуализация и дифференциация процесса воспитания




    Методика определения профессиональной направленности учащегося

    - человек – человек

    - человек – природа

    человек – техника

    Личностные особенности профнаправлен-ности


    По 4 уровням


    Аналитическая справка, таблица


    1 раз в год


    Создание комфортной обстановки в классе.




    Методика определения готовности учащегося к выбору профессии

    Уровень готовности


    Осознанность выбора, самооценка своих способностей

    Аналитическая справка, таблица


    2 раза в год, по необ-ходи-мости


    Предупреждение ошибки в выборе профиля обучения



    "Оценка уровня конфликтно-сти личности" (В.И.Андреев)


    Уровень конфликтное™


    По 9-ти уровням,


    Аналитическая справка, таблица


    1 раз в год


    Предупреждение конфликт-ных ситуаций



    Методика изучения ценностных ориентации личности

    (М.Рокич)


    Система ценностных ориентаций подростка

    Терминальные, инструментальные

    Аналитическая справка

    1 раз в год


    Определение системы ценностных

    ориентаций

    Изучение классным руководителем ученического коллектива



    "С кем бы вы хотели работать вместе, а с кем- нет?" (Дж.Морено)


    Социальный статус и самоопределение


    Лидеры, предпочитаемые, отвергнутые


    Социо-грамма, справка


    1 раз в год


    Повышение сплоченности и эффективности деятельности класса



    Шкала-опросник диагностика социально- психологической атмосферы (Фидлер Ф. Ханин Ю.Л.)


    Социально- психологическая атмосфера в классе


    По шкале от 1 до 8


    Аналитическая справка


    Несколько раз в год


    Создание благоприятной психологической атмосферы в классе

    Изучение классным руководителем внутрисемейных отношений




    Анализ семейных взаимоотношений (М.К.Бадретдинова, А.И.Пушкарева)


    Взаимоотношения с родителями


    1-5 баллов по каждому фактору

    Аналитическая справка, таблица


    1-2 раза в год


    Коррекция воспитательной деятельности

    Воспитательная деятельность классного руководителя по преодолению вредных привычек учащихся




    Оценка степени внушаемости подростка (О.Володарская)


    Степень внушаемости подростка


    Низкая, средняя, высокая


    Аналитическая справка, таблица


    1- 2 раза в год


    Коррекция воспитательной деятельности.



    Шкала-опросник "поиск острых ощущений"


    Уровень потребности в острых ощущениях

    Высокий, средний, низкий


    Аналитическая справка, таблица


    1- 2 раза в год

    Определение "группы риска"



    Тест "Предрасположенность к наркомании"


    Уровень предрасположенности к наркомании вредным привычкам

    Высокий, средний, низкий


    Аналитическая справка, таблица


    1 раз в год


    Определение "группы риска"



    Проводимая в дальнейшем воспитательная работа строится с учетом данных диагностики об индивидуальных особенностях детей и предполагает личностное развитие школьников.

    Таким образом, практика показывает, что реализуемая функционально-структурная модель классного руководителя и использование комплекса диагностических методик способствует совершенствованию воспитательной деятельности в школе.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152