Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Управление процессом воспитания
  • Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании школьников

    Амирова Рузиля Габдулхамитовна, методист Городского методического центра Управления образования г. Казани

    Актуальной задачей современных педагогов и педагогов–библиотекарей является стремление воспитать добрых, отзывчивых принимающих моральную ответственность за свои поступки учеников, сделать так, чтобы наши дети понимали прекрасное и стремились к нему, были милосердными, творили добро, соблюдали заповеди Божьи. Только в этом случае наше будущее будет добрым и прекрасным.

    Детям и подросткам в их духовном формировании и духовных исканиях необходима помощь взрослых, способных выслушать, понять, посоветовать – ведь они находятся на стадии формирования самосознания и самоопределения в окружающем мире. Внимательность, великодушие, забота, товарищеская поддержка – естественные нормы отношений между людьми. Ни один ученик не должен уйти из школы без развитых нравственных стержневых качеств. Характер нравственных отношений всюду сопровождает человека. Библиотекарь совместно с педагогами корректирует эти качества, развивает их. Руководить их формированием можно только зная психологию отношений детей.

    Жизнедеятельность школьной библиотеки - это не просто учебные и воспитательные процессы, она имеет скорее духовное измерение. В библиотеке образование не может и не должно замыкаться в тесных пределах учебного предмета. Здесь оно сочетается с очень разными воспитательными возможностями. Общая забота школы заключается в том, чтобы в библиотеке каждый читатель, будь то пятиклассник или выпускник, нашёл свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности... Только знания, возникающие из чувств и переживаний, по-настоящему развивают умение видеть и понимать. Художественные произведения учат любить друг друга, учат любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории. Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в читальном зале библиотеки, где читатели учатся самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, учатся выбирать необходимую им информацию.

    На пути формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка необходимо объединить усилия и учителя, и родителей, и библиотекаря. Результатом совместных действий должна стать положительная ценностная ориентация. Ребенок должен понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», отделять конструктивные идеи от деструктивных, отдавать предпочтение добру. Зачастую родители либо самоустраняются от воспитания, либо очень заняты на работе. Если ребёнок растёт в неполноценной семье, и не получает достаточного внимания со стороны взрослых, то он чаще всего попадает в группу риска, чем дети из полноценных семей. Они обязательно должны быть в центре внимания школы и школьной библиотеки.

    Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

    Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

    Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

    Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников указано, что «современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитательный идеал является компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования, науки и культуры». В этом же документе приведены базовые ценности, которые необходимо воспитывать в школьниках:

    «1. Патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

    2. Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство).

    3. Гражданственность (правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания).

    4. Семья (любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей; забота о старших и младших; продолжение рода).

    5. Труд и творчество (творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость).

    6. Наука (познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание).

    7.Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира).

    8. Искусство и литература (красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие).

    9. Природа (жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля).

    10. Человечество (мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество)». [1]

    Необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

    Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

    Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

    Процессы глобализации в современном обществе негативно влияют на формирование духовно-нравственных ценностей, разрушая вековые традиционные ценности, заменяя их псевдоценностями, разрушающими детскую психику, толкая не только взрослых людей, но и детей на преступление, на самоубийство.

    К сожалению, в современном обществе материальные ценности (желание иметь много денег, дорогую иномарку, большой красивый коттедж) преобладают над духовными ценностями (счастье, любовь). Дети поздно понимают, что духовные ценности важнее материальных. Противостоять кризису духовности можно, только убеждая ребёнка, что духовные человеческие ценности важнее материальных, ведь без души и тело мертво. Например, без машины прожить можно, а вот без здоровья – нет. Если человек несчастен, то и жизнь для него безрадостна.

    Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда находилась в центре внимания философов и педагогов. Значимый вклад в развития духовно-нравственной педагогики внёс К.Д. Ушинский, утверждавший, что: «...необходимо до того развить душевные стремления, чтобы они собственной своей силой взяли перевес над телесными, – это основная задача воспитания, необходимое условие всякой дальнейшей его деятельности». Школа, по мнению Ушинского, должна показать человеку то, что в нём есть самого драгоценного, помочь познать себя «частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества».

    Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром», адресованной прежде всего молодым, «кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями», на конкретных примерах показывает, «что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и природой».

    Очень важную роль в духовном становлении школьника играет и школьная библиотека. В Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ до 2015 года указано, что одним из направлений, определяющих роль школьной библиотеки в обществе, является «приобщение школьников к чтению как основному виду по­знавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга» [2].

    Говоря о роли и месте школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании, необходимо учитывать цели, которые ставит перед собой сама школа, т.к. нельзя говорить о роли школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании учащихся отдельно от школы. В общеобразовательных школах нашей страны работа по нравственному воспитанию имеет целью «подготовку учащихся в определении смысла жизни, формирование самосознания и самоконтроля» [3]. Кроме этого художественно-эстетическое направление воспитательной работы общеобразовательных школ Российской Федерации имеет целью «привитие чувства прекрасного, любви к книге и природе» [4]. Степень участия библиотеки в достижении поставленных целей зависит от возможностей и ресурсов самой школы и библиотеки в частности.

    Школьная библиотека, как структурное подразделение школы, должна способствовать духовно-нравственному воспитанию школьников путём:

    – продуманного отбора тематики массовых мероприятий (выставок, бесед, вечеров, диспутов и т.д.);

    – включения в традиционные и инновационные формы работы духовно-нравственных аспектов.

    – соответствующей организации подобных мероприятий, т.е. направления хода мероприятия в духовно-нравственное русло.

    Пример такого мероприятия - диспут на тему «Преступление и наказание в жизни и литературе», в рамках которого на основе литературных текстов можно показать, что после совершения преступления приходит наказание, т.е. раскаяние в содеянном. Задача данного диспута - доказать мысль о том, что все мы несём, прежде всего, моральную ответственность за свои деяния и что если мы стоим перед выбором, то надо руководствоваться не чувствами и эмоциями, а разумом и совестью, иначе потом последует жесточайшая расплата.

    Таким образом, работа школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей помогает их духовному становлению, воспитывая уважение к историческому прошлому нашей Родины, чувства гордости за свою страну, помогая понять настоящее и оказать влияние на будущее.



    Список литературы:

    1.Д.С. Лихачёв. Письма о добром. – СПб.: LOGOS, 2007. –С. 253.

    2.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

    3.Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений.

    4.Н.Б.Смирнова. Сохранение культурно-нравственных ценностей и укрепление духовного единства //Школьная библиотека.-2009.-№4-5.-С.32.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152