Важнейшая составляющая системы управления образовательным учреждением - работа с педагогическими кадрами

Татьяна Сергеевна Борер,
директор МАОУ «Гимназия №139-Центр образования»
Приволжского района г. Казани


Потребность в постоянном развитии и саморазвитии учителя возникает, когда ставятся новые цели, требования. Сегодня ФГОС в сфере образования направлены на изменение роли педагога, возрастание требований к его профессиональной компетентности.

Современная школа — это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. ФГОС предъявляет педагогу новые требования к его профессиональному мастерству, оттачиванию собственных профессиональных компетенций.

Одним из механизмов реализации данного направления является аттестация педагогических и руководящих работников, в ходе которой диагностируется уровень профессионального развития педагогов

Впервые аттестация была проведена в 1937 году, целью которой было установление соответствия работника званию учителя. По итогам работы учителя делились на три группы:

- получившие персональное звание учитель,

- допущенные к педагогической работе при условии получения соответствующего образования в установленные комиссией сроки,

- отстраненные от работы в школе вследствие профессиональной непригодности.

В настоящее время аттестация определяет квалификацию учителя, уровень знаний работника, становится проверкой его личностного роста, является экзаменом на компетентность. А главное, формирует педагогическое мировоззрение, в основе которого - стремление к созданию своей педагогической системы, к достижению высокого уровня профессионализма. Решение этой задачи осуществляется прежде всего методической деятельностью, которая направлена на обеспечение роста квалификации педагога, непрерывность и преемственность в получении им квалификационных категорий.

Одним из основных критериев творческого роста учителя является саморазвитие. Что же понимают под саморазвитием педагоги? Согласно результатам анкетирования 33% педагогов понимают постоянное самосовершенствование, самообразование, 31% учителей считает, что саморазвитие - это, прежде всего, профессиональный рост, 15% опрошенных осознают, что саморазвитие - это принятие собственных ошибок и работа по их исправлению. Подавляющее большинство учителей понимает, что саморазвитие - это стремление вперед, оптимистичное отношение к жизни. Только оптимист способен положительно воздействовать на окружающих. Общение с оптимистом обогащает любого человека, рождает у человека стремление к познанию окружающего, а в дальнейшем - к саморазвитию.

С учителями можно провести диагностику «Карта рефлексивной оценки профессионального саморазвития учителя».

Карта рефлексивной оценки профессионального саморазвития учителя

По результатам диагностики заместитель директора составляет план методической работы по саморазвитию профессиональной компетентности учителя и продумывает внутришкольную систему повышения квалификации учителей, профессионального развития педагога.

Первым пунктом можно включить раздел «Нормативно-методическое сопровождение», в состав которого может входить:

1. Локальный акт «Положение о формах непрерывного образования педагогов».

2. Информация по курсам повышения квалификации учителей.

3. Информация по участию педагогов в конкурсах профессионального мастерства (положения).

4. Информация по участию педагогов в разработке авторских программ.

Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

В гимназии в течение учебного года проходят лекции-диалоги, деловые и ролевые игры, калейдоскопы методических идей, круглые столы, дискуссии по темам: «Образ профессионального Я», «Моя профессиональная компетентность», «Нравственные ценности педагогической деятельности», «Моя нравственно-профессиональная позиция» и др.

Цель данных мероприятий:

1) помочь учителю понять сущность и осмыслить ступени саморазвития, а также обосновать содержание процесса его профессионального саморазвития;

2) выяснить специфику потребности саморазвития;

3) рассмотреть инновационные процессы в гимназии как сферу реализации личности человека.

Педагоги гимназии участвуют в реализации проекта «Педагогическая мастерская инновационной деятельности». В рамках данного проекта проводятся

мотивационная лекция «Инновационная деятельность учителя гимназии», панельная дискуссия «Образовательное пространство в инновационном учреждении», научно-практические семинары "Психологические аспекты общения в деятельности учителя", «Моделирование образовательного процесса и деятельности педагога в условиях реализации ФГОС». Сформированы группы по реализации наставничества.

Каждый учитель гимназии заполняет Лист карьеры учителя.

Лист карьеры учителя

Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценки – неотъемлемая часть управления. Администрация школы, которая заботится о каждом педагоге, мотивирует на профессиональную самоотдачу, должна владеть данными обо всех, даже не очень значительных, результатах учителя – его победах и промахах. Рейтинг учителя может подсчитываться по итогам полугодия или учебного года. Важным моментом является форма подачи результатов рейтинга коллективу.

Следующее направление, по которому ведется работа в нашем учреждении - представление педагогического опыта. Учитель может воспользоваться памяткой «Как обобщать свой опыт». Один из пунктов гласит «Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьника. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи».

«Школа молодого учителя» – одно из направлений методической работы, которая способствует оптимальной адаптации к практической деятельности молодых учителей, даёт возможность планировать их самообразование и профессиональный рост. Для организации работы «Школы молодого учителя» назначается руководитель, имеющий высшую или первую квалификационную категорию. В годовой план работы гимназии включается график проведения занятий, открытых уроков по определенной тематике. В течение учебного года проводится не менее четырех занятий «Школы молодого учителя».

К основным формам работы относятся:

- круглые столы, семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;

- открытые уроки, внеурочные и внеклассные мероприятия по предмету;

- лекции, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания;

- изучение передового педагогического опыта;

- конкурсы,

- рефлексия педагогической деятельности.

Например, в октябре проводится семинар-практикум по теме «Методические основы современного урока».

Вопросы для обсуждения:

1. Лекция-диалог «Структурные элементы современного урока».

2. Практикум по теме «Разработка технологических карт».

3. Изучение методических рекомендаций «Как подготовить современный урок», изучение памятки «Анализ и самоанализ урока».

4. Дискуссия «Трудная ситуация на уроке и выход из нее».

В декабре в рамках круглого стола по теме «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе» обсуждаются следующие вопросы:

- мини-лекция «Использование современных технологий в образовательном процессе»,

- обмен мнениями «От чего зависит успех внедрения в практику педагога современных технологий»,

- методические рекомендации «Алгоритм построения урока с применением информационно-коммуникативных технологий»,

- обмен мнениями о посещенных уроках опытных педагогов и наставников.

В январе проводится Неделя молодого специалиста. Заместитель директора разрабатывает:

- критерии оценивания выступления-презентации по теме самообразования в рамках Недели молодого специалиста,

- критерии оценивания открытого урока,

- критерии оценивания учебно-методического материала, представленного на выставку в рамках Недели молодого специалиста.

В апреле проводится семинар-практикум по теме «Творческий поиск молодого специалиста».

Вопросы для обсуждения:

- обмен мнениями по темам «Качества, необходимые учителям», «Профессиональная компетентность учителя»,

- творческие отчеты молодых учителей,

- круглый стол по теме «Я как учитель: с позиции сегодняшнего дня и с позиции будущего».

Методическую работу гимназии координирует и направляет методический совет гимназии. Цель деятельности методического совета - обеспечение гибкости и оперативности методической работы гимназии, создание условий для повышения квалификации педагогических работников, формирования профессионально значимых качеств учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования, рост их профессионального мастерства.

В гимназии функционируют шесть методических объединений и семь творческих групп по реализации инновационного проекта «Школа успешных людей» на основе «модели Маккинси». Разработаны следующие локальные акты:

- положение о методической работе в гимназии,

- положение об инновационной деятельности,

- положение о творческой микрогруппе,

- положение о лаборатории моделирования управленческих технологий,

- положение об учебном кабинете,

- положение о критериях оценки эффективности деятельности работников МАОУ

«Гимназия №139-Центр образования» Приволжского района г.Казани.

Новое время требует новых идей, таких, например, как тьюторство, сетевые сообщества учителей, которые в последнее время в связи с развитием информационных технологий стали особенно популярны. В Казани в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников. Около 30% наших учителей ведут свои блоги на сайте казанобр, около 60% имеют свои сайты.

Информационная деятельность нашей гимназии представлена работой школьной библиотеки и методическим кабинетом. Обеспечение данных кабинетов методическими пособиями, периодическими журналами и газетами, методическими и дидактическими рекомендациями, ноутбуками, проектором, интерактивной доской сделало их одними из важнейших подразделений методической службы гимназии. Систематическое информирование о новинках педагогической, психологической, методической литературы, формирование банка педагогической информации в процессе подготовки к семинарам, заседаниям методических объединений – это повседневная работа заместителя директора и библиотекаря.

Если педагоги станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе, то образовательное учреждение будет являться площадкой профессионализма и творчества коллектива единомышленников.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2019

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика