Татьяна Сергеевна Борер,
директор МАОУ «Гимназия №139-Центр образования»
Приволжского района г. Казани
Потребность в постоянном развитии и саморазвитии учителя возникает, когда ставятся новые цели, требования. Сегодня ФГОС в сфере образования направлены на изменение роли педагога, возрастание требований к его профессиональной компетентности.
Современная школа — это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. ФГОС предъявляет педагогу новые требования к его профессиональному мастерству, оттачиванию собственных профессиональных компетенций.
Одним из механизмов реализации данного направления является аттестация педагогических и руководящих работников, в ходе которой диагностируется уровень профессионального развития педагогов
Впервые аттестация была проведена в 1937 году, целью которой было установление соответствия работника званию учителя. По итогам работы учителя делились на три группы:
- получившие персональное звание учитель,
- допущенные к педагогической работе при условии получения соответствующего образования в установленные комиссией сроки,
- отстраненные от работы в школе вследствие профессиональной непригодности.
В настоящее время аттестация определяет квалификацию учителя, уровень знаний работника, становится проверкой его личностного роста, является экзаменом на компетентность. А главное, формирует педагогическое мировоззрение, в основе которого - стремление к созданию своей педагогической системы, к достижению высокого уровня профессионализма. Решение этой задачи осуществляется прежде всего методической деятельностью, которая направлена на обеспечение роста квалификации педагога, непрерывность и преемственность в получении им квалификационных категорий.
Одним из основных критериев творческого роста учителя является саморазвитие. Что же понимают под саморазвитием педагоги? Согласно результатам анкетирования 33% педагогов понимают постоянное самосовершенствование, самообразование, 31% учителей считает, что саморазвитие - это, прежде всего, профессиональный рост, 15% опрошенных осознают, что саморазвитие - это принятие собственных ошибок и работа по их исправлению. Подавляющее большинство учителей понимает, что саморазвитие - это стремление вперед, оптимистичное отношение к жизни. Только оптимист способен положительно воздействовать на окружающих. Общение с оптимистом обогащает любого человека, рождает у человека стремление к познанию окружающего, а в дальнейшем - к саморазвитию.
С учителями можно провести диагностику «Карта рефлексивной оценки профессионального саморазвития учителя».
Карта рефлексивной оценки профессионального саморазвития учителя
По результатам диагностики заместитель директора составляет план методической работы по саморазвитию профессиональной компетентности учителя и продумывает внутришкольную систему повышения квалификации учителей, профессионального развития педагога.
Первым пунктом можно включить раздел «Нормативно-методическое сопровождение», в состав которого может входить:
1. Локальный акт «Положение о формах непрерывного образования педагогов».
2. Информация по курсам повышения квалификации учителей.
3. Информация по участию педагогов в конкурсах профессионального мастерства (положения).
4. Информация по участию педагогов в разработке авторских программ.
Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
В гимназии в течение учебного года проходят лекции-диалоги, деловые и ролевые игры, калейдоскопы методических идей, круглые столы, дискуссии по темам: «Образ профессионального Я», «Моя профессиональная компетентность», «Нравственные ценности педагогической деятельности», «Моя нравственно-профессиональная позиция» и др.
Цель данных мероприятий:
1) помочь учителю понять сущность и осмыслить ступени саморазвития, а также обосновать содержание процесса его профессионального саморазвития;
2) выяснить специфику потребности саморазвития;
3) рассмотреть инновационные процессы в гимназии как сферу реализации личности человека.
Педагоги гимназии участвуют в реализации проекта «Педагогическая мастерская инновационной деятельности». В рамках данного проекта проводятся
мотивационная лекция «Инновационная деятельность учителя гимназии», панельная дискуссия «Образовательное пространство в инновационном учреждении», научно-практические семинары "Психологические аспекты общения в деятельности учителя", «Моделирование образовательного процесса и деятельности педагога в условиях реализации ФГОС». Сформированы группы по реализации наставничества.
Каждый учитель гимназии заполняет Лист карьеры учителя.
Проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценки – неотъемлемая часть управления. Администрация школы, которая заботится о каждом педагоге, мотивирует на профессиональную самоотдачу, должна владеть данными обо всех, даже не очень значительных, результатах учителя – его победах и промахах. Рейтинг учителя может подсчитываться по итогам полугодия или учебного года. Важным моментом является форма подачи результатов рейтинга коллективу.
Следующее направление, по которому ведется работа в нашем учреждении - представление педагогического опыта. Учитель может воспользоваться памяткой «Как обобщать свой опыт». Один из пунктов гласит «Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьника. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи».
«Школа молодого учителя» – одно из направлений методической работы, которая способствует оптимальной адаптации к практической деятельности молодых учителей, даёт возможность планировать их самообразование и профессиональный рост. Для организации работы «Школы молодого учителя» назначается руководитель, имеющий высшую или первую квалификационную категорию. В годовой план работы гимназии включается график проведения занятий, открытых уроков по определенной тематике. В течение учебного года проводится не менее четырех занятий «Школы молодого учителя».
К основным формам работы относятся:
- круглые столы, семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;
- открытые уроки, внеурочные и внеклассные мероприятия по предмету;
- лекции, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания;
- изучение передового педагогического опыта;
- конкурсы,
- рефлексия педагогической деятельности.
Например, в октябре проводится семинар-практикум по теме «Методические основы современного урока».
Вопросы для обсуждения:
1. Лекция-диалог «Структурные элементы современного урока».
2. Практикум по теме «Разработка технологических карт».
3. Изучение методических рекомендаций «Как подготовить современный урок», изучение памятки «Анализ и самоанализ урока».
4. Дискуссия «Трудная ситуация на уроке и выход из нее».
В декабре в рамках круглого стола по теме «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе» обсуждаются следующие вопросы:
- мини-лекция «Использование современных технологий в образовательном процессе»,
- обмен мнениями «От чего зависит успех внедрения в практику педагога современных технологий»,
- методические рекомендации «Алгоритм построения урока с применением информационно-коммуникативных технологий»,
- обмен мнениями о посещенных уроках опытных педагогов и наставников.
В январе проводится Неделя молодого специалиста. Заместитель директора разрабатывает:
- критерии оценивания выступления-презентации по теме самообразования в рамках Недели молодого специалиста,
- критерии оценивания открытого урока,
- критерии оценивания учебно-методического материала, представленного на выставку в рамках Недели молодого специалиста.
В апреле проводится семинар-практикум по теме «Творческий поиск молодого специалиста».
Вопросы для обсуждения:
- обмен мнениями по темам «Качества, необходимые учителям», «Профессиональная компетентность учителя»,
- творческие отчеты молодых учителей,
- круглый стол по теме «Я как учитель: с позиции сегодняшнего дня и с позиции будущего».
Методическую работу гимназии координирует и направляет методический совет гимназии. Цель деятельности методического совета - обеспечение гибкости и оперативности методической работы гимназии, создание условий для повышения квалификации педагогических работников, формирования профессионально значимых качеств учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования, рост их профессионального мастерства.
В гимназии функционируют шесть методических объединений и семь творческих групп по реализации инновационного проекта «Школа успешных людей» на основе «модели Маккинси». Разработаны следующие локальные акты:
- положение о методической работе в гимназии,
- положение об инновационной деятельности,
- положение о творческой микрогруппе,
- положение о лаборатории моделирования управленческих технологий,
- положение об учебном кабинете,
- положение о критериях оценки эффективности деятельности работников МАОУ
«Гимназия №139-Центр образования» Приволжского района г.Казани.
Новое время требует новых идей, таких, например, как тьюторство, сетевые сообщества учителей, которые в последнее время в связи с развитием информационных технологий стали особенно популярны. В Казани в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников. Около 30% наших учителей ведут свои блоги на сайте казанобр, около 60% имеют свои сайты.
Информационная деятельность нашей гимназии представлена работой школьной библиотеки и методическим кабинетом. Обеспечение данных кабинетов методическими пособиями, периодическими журналами и газетами, методическими и дидактическими рекомендациями, ноутбуками, проектором, интерактивной доской сделало их одними из важнейших подразделений методической службы гимназии. Систематическое информирование о новинках педагогической, психологической, методической литературы, формирование банка педагогической информации в процессе подготовки к семинарам, заседаниям методических объединений – это повседневная работа заместителя директора и библиотекаря.
Если педагоги станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе, то образовательное учреждение будет являться площадкой профессионализма и творчества коллектива единомышленников.