Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Современные технологии обучения

Формирование тонких движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования

Запивалова Светлана Сергеевна, учитель-логопед
МБДОУ №87 «Акварелька» Ново-Савиновского района г. Казани

Движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют её развитию.
В.М. Бехтерев

В период дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. У него появляется чутьё к языковым явлениям. Формируются своеобразные общие лингвистические способности. Усваивается морфологическая система языка. Расширяется словарный запас и развивается грамматический строй речи. К сожалению, реалией сегодняшнего дня является всё увеличивающееся количество детей с речевой патологией. Статистика свидетельствует, что если во второй половине ХХ века было 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце ХХ и начале ХХI века их стало 55, 5% (данные М.Е.Хватцева).

Существует ряд причин, когда речь не сформирована должным образом. Одна из них, существенная и немаловажная: недостаточное развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Что же необходимо понимать под «мелкой моторикой руки»?

Мелкая моторика рук – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий таких важных систем организма человека, как нервной, мышечной и костной.

В наш современный век технического прогресса большую часть домашних дел выполняют приборы бытовой техники. Раньше эту работу приходилось делать вручную: мыть посуду, стирать бельё, подметать пол, вязать и т.д. Детская одежда и обувь тоже претерпели свои изменения. Вместо пуговичек и шнурков, в производстве используются в основном молнии, кнопочки и липучки. Всё это облегчает жизнь, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев рук.

Исследования ученых доказали, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет хорошо рисовать, писать, логически рассуждать. У него развито зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, речь.

Специалисты утверждают, что систематические упражнения и игры с участием рук и пальцев являются «мощным» средством повышения работоспособности головного мозга, приводят в гармоничные отношения тело и разум, помогают ребенку совершать сложные манипуляции с предметами и поднимают его еще на одну ступеньку лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Эффективным средством для развития тонкой ручной координации являются игры с использованием нестандартного оборудования. Мы выбрали простые предметы, которые окружают ребёнка в быту – это прищепки. Они есть в каждом доме, их легко найти в продаже. Видов прищепок сегодня много благодаря фантазии дизайнеров. В работе с воспитанниками мы используем стандартные деревянные и пластмассовые зажимы, металлические, гнутые из проволоки и декоративные. Разного размера - от больших прищепок и до самых маленьких (половина простой, обычной спички). Цветовая палитра прищепок разнообразная, очень яркая, можно найти все цвета радуги.

При покупке необходимо внимательно отнеситесь к выбору прищепок. Посмотреть, чтобы не было острых пластин и зубцов, торчащих и колючих пружинок, режущих концов. Обратить внимание легко ли они «открывают свой ротик», потому что пальчики малыша ещё недостаточно сильны, чтобы справится с тугими зажимами. Прищепки относительно безопасны для манипуляций, но, необходимо помнить, что без надлежащего надзора ребёнок может пораниться, прищемить пальчик или другую часть тела. Все действия должны быть под контролем взрослых.

Все дети, без исключения, любят играть с прищепками. Вариантов игр и упражнений множество, они очень разнообразны, интересны, полезны и увлекательны. На первоначальном этапе дети учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать. Начинаем с простых упражнений на закрепление названия цвета, размера, счёта и пространственных представлений. Затем переходим к более сложным играм на расширение и активизацию словаря. Это драматизация сказок, инсценировка разнообразных рифмованных историй, диалоги персонажей и многое другое. С зажимами можно экспериментировать, придумывать игры в процессе взаимодействия с ребенком. Игры у нас разделены на логопедические серии по лексическим темам со стихами, потешками и фотографиями.

Готовясь к Новогодним праздникам, мы сделали серию игр с ёлочками. Ребёнок выбирает понравившуюся ему «лесную красавицу» и украшает её прищепками по своему усмотрению. Каждой ёлочке соответствует определённое стихотворение. Играя с предметами, ребенок проговаривает текст.

Игры с прищепками не только развивают тонкие движения пальцев рук, но и создают положительный эмоциональный настрой, способствуют расширению словарного запаса, развитию познавательной и творческой активности детей.




  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687