Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Главная тема номера

Из истории дошкольного образования Казани...

Морозова Марина Васильевна, методист по дошкольному образованию
ИМО Управления образования г. Казани

В XX веке мир радикально изменился: в политическом плане исчезли великие империи, в экономическом – появились транснациональные корпорации, в социально-культурном плане – появился интернет, всеобщая телефония. Уровень жизни значительно вырос, появились квартиры, электричество, свет, газ, водопровод, автомобили...

А какие изменения произошли в образовании, и в частности в дошкольном, с конца XIX века? Что произошло за последние сто лет?

Город Казань и Татарстан имеет богатую историю и опыт дошкольного воспитания. Организация учреждений общественного воспитания были организованы задолго до Советской власти и неразрывно связаны с историей развития общественного воспитания в России.

Первые образовательные заведения для малышей появились в России в конце XIX века. Обычные дети из простых семей в 1866 году смогли посещать первый бесплатный «народный детский сад». В это же время появился и первый детский сад для детей интеллигенции.

Прообразом детского сада были детские комнаты при Демидовском доме трудолюбия, открытые 15 мая 1837 года А.Н. Демидовым по просьбе матерей-работниц.

Название «Детский сад», закрепившееся в России, было введено в 1837 году в Германии Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем – педагогом-новатором, автором системы раннего детского воспитания. Фрёбель разместил в бывшей гостинице «У дворцового сада» детскую комнату. Направляясь туда с детьми, горожане говорили: «Мы идём в сад». Отсюда и пошло данное название.


Система дошкольных образовательных учреждений активно развивалась, и через три десятилетия в России появилось несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также приютов для сирот. В это время начали организовываться образовательные курсы для воспитателей, проводились лекции и «тренинги», начала выпускаться литература по воспитанию детей.

20 ноября 1917 года в России была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию». Этот документ гарантировал бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста. Первый педагогический факультет с дошкольным отделением был открыт в 1918 году в Московском государственном университете. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В послевоенное время в СССР появились первые ясли, где родители могли оставлять малышей, начиная с двух месяцев. В начале 60-х годов был разработан единый для всех учреждений дошкольного образования документ, определяющий их программу работы.

Каковы же были тенденции развития дошкольного образования в Татарстане и Казанской губернии?

Изучение истории дошкольного образования в республике невозможно проводить без изучения трудов по истории образования в Татарстане (В.М. Горохов, М.С. Корнеева, Р.Ш. Маликов, Б.П. Рождественский, М.З. Тутаев, Я.И. Ханбиков и др.).

Интересные статьи по развитию дошкольного образования мы можем найти в материалах Национального архива Республики Татарстан, хранящиеся в фондах Канцелярии казанского губернатора, Попечителя Казанского учебного округа, Казанской городской управы, Казанского государственного педагогического института и других.

В 1782–1917 годах происходит зарождение дошкольного образования в Казанской губернии в связи с появлением множества промышленных предприятий возник вопрос о предоставлении общественных услуг работающей матери в воспитании детей.

Началом становления опыта воспитания детей дошкольного возраста в Татарстане следует считать 1782 год. Был введен в действие указ об «Учреждении для управления губерний», согласно чему в Казанской губернии начал работу Приказ общественного призрения, которому, наряду с другими задачами, поручалась забота о детях-сиротах, устройство для них общественных учреждений. Опыт организации воспитания детей дошкольного возраста первоначально складывался в учреждениях призрения. В данных учреждениях, несмотря на явное преобладание в воспитательной работе религиозно-нравственного и трудового воспитания, детей-дошкольников знакомили с окружающим миром, явлениями природы, занимали играми, чтением книг. Недостатки в организации воспитательной работы, высокая смертность детей, отсутствие грамотных воспитателей и многое другое способствовали тому, что детские приюты признавались учреждениями, не отвечающими потребностям в воспитании, поэтому их деятельность подвергалась серьезной критике.

До начала ХХ века в Казанской губернии было открыто 33 учреждения для общественного призрения детей и подростков.

Государственный статус детские сады получили после 1917 года, когда у государства возникла необходимость в предоставлении женщинам свободы и участия в общественной жизни.

Главной особенностью развития дошкольного образования в Татарстане в период становления государственной системы общественного дошкольного воспитания (1917–1928 гг.) явилось неравномерное развитие сети дошкольных учреждений. Анализируя временные этапы, начиная с 1917 по 1928 год, можно отметить, что дошкольное образование и воспитание переживало то бурный рост, то спады, что было связано с выдвинутыми на данном этапе политическими и экономическими задачами в целом в стране и с возросшими экономическими возможностями в самой республике.

С первых лет создания в Татарстане системы общественного дошкольного воспитания обнаруживается тенденция к созданию дошкольных учреждений разного типа. В это время в регионе существовали различные формы организации дошкольного воспитания: кратковременные детские сады с 4-х и 6-ти часовым рабочим днём, а также с продолжительностью работы 8–10 часов. С самого начала в республике осуществлялось строительство сети национальных детских садов – для детей татар и других национальностей (удмуртов, чувашей, мордвы, марийцев, евреев). Работали русские детские сады, внутри которых функционировала национальная группа. Для осуществления подготовки детей к обучению в школе работали русские и национальные школы, в них были созданы дошкольные группы. Из сезонных форм дошкольного воспитания летом работали городские и сельские детские площадки, организовывались детские летние колонии. Уже на этапе становления системы дошкольного образования отмечается проведение оздоровительной работы среди детей – открытие санаторных детских садов и санаторных групп в дошкольных учреждениях, а также углубление отдельных направлений воспитательной и методической работы, осуществлявшейся в опытно-показательных и центральных дошкольных учреждениях.

Основным и ведущим типом воспитательных учреждений для детей дошкольного возраста в 30-е годы был признан длительно работающий детский сад (8–10 час.), имеющий в своем составе 3–4 возрастные группы. Кроме того, в республике работали переходные типы дошкольных учреждений: однокомплектные детские сады, летние и зимние детские площадки в городе, летние детские площадки в сельской местности. До 1935 года в системе дошкольного воспитания находились и детские учреждения для детей с отклонениями в физическом и умственном развитии. В Татарстане в этот период работали детские дома для глухонемых детей-дошкольников, слепых дошкольников, детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии. По национальному составу все дошкольные учреждения республики делились на национальные и смешанные.

К положительным моментам в деятельности дошкольных учреждений того времени, следует отнести то, что все типы дошкольных учреждений были объявлены бесплатными, стали доступны для всех слоев населения независимо от социальной принадлежности, вероисповедования, пола, национальности, что заявляло о факте демократизации складывающегося дошкольного образования. В то же время имелись серьезные недостатки, что отразилось в сложных материальных условиях дошкольных учреждений. После 1917 года, упразднив земства и благотворительные фонды, государство ликвидировало один из источников финансирования системы народного образования, взяв на себя всю ответственность за его развитие.

В Казани первый детский сад был организован в 1907 году А.А.Самойловой, окончившей фребелевские курсы в Берлине под руководством своего отца, профессора-физиолога А.Ф.Самойлова. Второй детский сад был открыт в 1909 году Семейно-педагогическим кружком. К 1917 в городе было 3 платных фребелевских детских сада. Кроме этого благотворительные общества стали создавать бесплатные и дешёвые детские ясли и сады, предназначенные для детей женщин-работниц. Эти дошкольные учреждения имели в основном социальное, а не педагогическое значение.

В соответствии с марксистской идеологией, провозглашающей равноправие женщин и мужчин, предусматривающей широкое вовлечение женщин в общественно-полезный труд, а также распространёнными вплоть до 1930-х годах представлением о скором отмирании традиционной семьи органы государственной власти уже в 1918 году стали активно заниматься проблемой дошкольных учреждений, и в первые годы Советской власти было открыто большое количество детских садов. Осенью 1918 году в Казани их было 9, весной 1919 – 40. В 1920 году в ТАССР работали 200 детских садов. В годы НЭПа их кол-во резко сократилось из-за прекращения финансирования, к 1926 году осталось только 45 детских садов, в основном при крупных предприятиях или платные.

С началом индустриализации количество дошкольных учреждений вновь быстро возрастает; в 1927 году в ТАССР уже было 73 детских сада, в 1929 - 200. С началом коллективизации дошкольные учреждения стали открываться в сёлах.

К 1940 году в республике имелось 549 детских садов (из них 194 колхозных), в них воспитывались 27 тыс. детей; были созданы 1563 детские площадки (сезонные дошкольные учреждения в колхозах и совхозах) на 64 тысячи детей.

В годы Великой Отечественной войны сеть дошкольных учреждений не сокращалась, т.к. увеличилась занятость женщин на производстве. В послевоенные годы количество дошкольных учреждений продолжало расти, к началу 1980-х в ТАССР имелось 1940 детских садов на 260 тыс. мест, охват детей дошкольными учреждениями составлял около 70%. Во 2-й половине 1980-х гг. потребность населения в дошкольных учреждений была удовлетворена полностью.

С начала 1990-х годов дошкольные учреждения находились в трудном финансово-экономическом положении, многие предприятия оказались не в состоянии содержать свои ведомственные дошкольные учреждения, продолжался и демографический кризис, что привело к сокращению числа дошкольных учреждений. В целях сохранения их сети почти все ведомственные детские сады были переданы, на баланс местных бюджетов. Если к 1992 ведомственными были 53% дошкольных учреждений, то к 2003 их осталось только 2,4%. На начало 2003 года в РТ функционировали 1611 дошкольных учреждений, в которых воспитывались 147 тыс. детей (67% детей дошкольного возраста).

Для руководства деятельностью дошкольных учреждений с 1932 года при республиканских областных органах народного образования были созданы соответствующие отделы, в местных органах народного образования введены должности инспекторов и методистов по дошкольному воспитанию. Их деятельность была направлена на повышение воспитательной и образовательной роли дошкольных учреждений. К началу 2003 года в Татарстане 93% дошкольных учреждений прошли аттестацию и государственную аккредитацию, 42% из них присвоены первая или вторая категории, уровень их образовательных программ превышал типовые государственные стандарты.

(по материалам диссертации Мардашовой Рамзии Суфияновны, старшего преподавателя кафедры дошкольной и социальной педагогики Набережночелнинского государственного педагогического института)


Литература:

1. Становление и развитие дошкольного образования в Татарстане. Автореферат диссертации Мардашова Р.С., 2008, 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования.

2. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

3. «...Разумное. Доброе. Вечное» - Альманах. – Казань, КПК, 2011, с.160.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687