Морозова Светлана Владимировна - заведующий,
Гараева Раушания Газизовна - старший воспитатель,
Муллахметова Гульназ Гумеровна - воспитатель по обучению татарскому языку
МАДОУ «Детский сад №398 комбинированного вида» Советского района г. Казани
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» Э.К.Суслова.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями. В нашей республике, как и в нашем городе, живет много представителей народов Поволжья: русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и др. И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту, стараться понимать и говорить на двух языках.
Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русские языки являются равноправными государственными языками.
Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком как средством общения, а также способом духовно - нравственного развития, формирования коммуникативной культуры обучающихся. Овладение татарским языком как средством общения направлено на обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе.
Таким образом, определен вектор развития образования в республике – растущее поколение должно стать поколением билингвальным.
Только сосуществование на протяжении длительного времени двух языковых сред, необходимых ребенку (естественных или созданных искусственно), приводит к двуязычию и позволяет сохранить его.
Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.
Добиться успеха в обучении русскоязычных детей татарскому языку позволило, с одной стороны, использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, с другой стороны, создание татарской языковой развивающей среды.
Исходя из целей обучения русскоязычных детей, необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь, прежде всего, развивающий характер, т.е. нужно создавать такую развивающую языковую среду, которая способствует овладению вторым языком. Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер иноязычной среды.
Языковая развивающая среда включает в себя как языковую, так и предметную среду. Ребёнок может подойти, посмотреть, взять в руки в то, что ему нужно, то, что вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды. Эта среда носит интерактивный характер.
В целях реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы «Киләчек» - «Будущее» в соответствии с приказом Министерства образования и науки РТ № 527/12 от 31.01.2012 года был разработан учебно - методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях. Он представляет из себя неразрывную систему, состоящую из программно-методических пособий для воспитателей, аудио-видео материалов, наглядно - демонстрационного материала, диагностических карт, тетрадей для индивидуальной работы.
Именно УМК и стал основой создания татарской языковой развивающей среды в нашем детском саду. Координация усилий педагогов и родителей предшествовала и сопутствовала развитию двуязычной языковой среды нашего детского сада. Через просветительскую работу педагоги детского сада помогали родителям воспринимать татарский язык как второй язык общения, рекомендовали уроки татарского языка онлайн «с нуля» на сайте http://anatele.ef.com, советовали посещать официальный сайт Министерства образования и науки РТ в разделе «Дошкольное образование», где были размещены для ознакомления УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях и другая необходимая информация. Родителям был рекомендован просмотр телепередачи по воскресеньям в 9.30 по каналу ТНВ «Әкият илендә» – «В стране сказок», где происходит закрепление пройденного в детском саду материала, так как сюжет каждой передачи создан с опорой на УМК.
Организацию языковой среды непосредственно в группах мы определили в качестве основного условия эффективной реализации задачи обучения детей татарскому языку. В каждой группе активно используется наглядный и дидактический материал, осуществляется своевременная замена информации в национальном уголке, выдача родителям наших воспитанников печатных, аудио, видео-материалов для закрепления знаний по татарскому языку.
Педагоги ДОУ целенаправленно создают для каждого ребенка положительную мотивацию для общения и сотворчества со взрослыми и детьми в течение всего времени пребывания детей в детском саду. Организуя ситуации, вызывающие потребность в общении, учитывая возраст детей и их речевой опыт, используя разнообразные и привлекательные для ребенка методы и приемы (игровые, сюрпризные, проблемно-поисковые), творческие задания, педагоги таким образом стимулируют речевую активность и способствуют развитию инициативной речи, творческих речевых умений.
Обучение детей татарскому языку происходит применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду. Педагоги в течение дня закрепляют знания дошкольников по татарскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей. Таким образом, педагоги ориентируются на личность каждого ребенка и способствуют реализации его творческого потенциала.
Педагогический коллектив детского сада достиг определенных успехов в обучении детей татарскому языку и пропаганде здорового образа жизни.
Своеобразным подведением итогов стало участие педагогов и воспитанников в 2013-2014 учебном году в детской программе «Күчтәнәч», организованной ОАО Телерадиокомпания «Татарстан - Новый Век» и вручение Благодарственного письма.
Следующей нашей победой стало участие в 2014 году в республиканском конкурсе «Лучший билингвальный детский сад» и победа в числе 50 детских садов Республики Татарстан.
Воспитывать в детях уважительное отношение к другим народностям – одна из важных задач педагога. Во время визита Президента РТ Р.Н.Минниханова в Крым он высказал предложение коллегам перенять опыт Татарстана по изучению национальных языков: «Если люди будут свободно общаться на родном языке, изучать его в детских садах, школах, это добавит всем комфорта».
Весной 2015 года педагоги нашего детского сада делились опытом по изучению двух государственных языков с делегацией педагогов из Крыма. Педагоги на практике показали и рассказали об эффективных современных методиках обучения языку, основной акцент для достижения успеха в овладении татарским языком сделали на создании языковой среды. Культурная языковая среда – непременное условие овладения любым языком. Грамотно выстроить такую культурную языковую среду педагогам ДОУ помогает использование этнокультурной составляющей современного образования Республики Татарстан.
Список литературы:
1. Харисова, Л.А. Культура народов Татарстана / Авт.-сост. Л.А. Харисова. - Казань: Магариф, 2005. - 367 с. С.206.
2. Шаехова, Р.К. Региональная программа дошкольного образования. Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы. Р.К. Шаехова - РИЦ, 2012. - 208 с.
3. Исаева, Р.С. Хаматова, Г.М.Кидрячева, Р.Г.Мингалиева, Г.Н. Сафина, А.А. «Уйнап телгә өйрәнәбез». Мәктәпкәчә тәрбия учрежденияләрендә тәрбияләнәче кече яшьтәге балалар өчен уеннар hәм матур әдәбият әсәрләре тупланган методик кулланма , Яр Чаллы, 2010 ел. - 58 бит. С.15.
4. Суслова Э.К. Патриотическое и интернациональное воспитание в игре. Сост. А.К.Бондаренко, В.Д.Ботнарь, А.И.Матусик. — М., 1983.