Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Билингвальный детский сад

Активные формы участия родителей в условиях современного билингвального развития дошкольников

Калимуллина Рамиля Фатхиевна, воспитатель по обучению татарскому языку
Николаева Александра Львовна, старший воспитатель
МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88» Кировского района г. Казани

Одним из важных принципов общественного дошкольного образования можно считать совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников. Часто педагоги не умеют вовлечь родителей в образовательный процесс ДОО, сделать их активными участниками жизни группы. Воспитателю необходимо в общении с родителями формировать в них уверенность, что только вместе, объединив усилия семьи и детского сада, можно обеспечить полноценное развитие, соответствующее Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. Такая позиция способствует развитию сотрудничества детского сада с семьёй, помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.

Опыт работы педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г. Казани Республики Татарстан показал, что традиционные формы работы с родителями, такие, как консультации, беседы, классические родительские собрания (с докладами), хотя и не сдают своих позиций в системе дошкольного образования, но, к сожалению, не вызывают достаточного интереса родителей, эмоционального отклика на имеющиеся проблемы воспитания и образования детей. Гораздо большей популярностью пользуются у семей воспитанников активные формы участия в образовательном процессе: открытые мероприятия, мастер-классы, практикумы, совместные с детьми досуги и праздники. Особенно активно родители нашего детского сада участвуют в заседаниях детско-родительского клуба, которые проходят в форме тематических вечеров, досугов, фестивалей, интеллектуальных игр и различных соревнований. Родители вместе и наравне с детьми играют, разгадывают головоломки, решают интеллектуальные задачи, лепят, рисуют и конструируют, поют, танцуют, соревнуются в силе и ловкости. А как родители восхищаются достижениями детей, когда те демонстрируют успехи, в том числе в освоении второго языка - татарской речи: составляют фразы, ведут диалог на татарском языке, поют, читают стихи.

Так, в октябре 2015 года в подготовительных группах №8 и №10 воспитателем Денисовой И.В. в содружестве с учителями-логопедами Кузьминой М.В., Симоновой М.В., музыкальным руководителем Халтуриной И.В. было организовано заседание детско-родительского клуба «Безопасное колесо», посвященное закреплению правил безопасного поведения на дороге. В игре-соревновании участвовали три команды – две детские и одна взрослая. Участники команд разгадывали загадки, повторяли названия цветовых сигналов светофора на татарском языке, разбирали дорожные ситуации и даже соревновались в езде на самокатах. Мероприятие вызвало много положительных эмоций у всех участников. В группе средней группе №4 воспитателями Влазневой И.В. и Тимохиной М.В. совместно с воспитателем по обучению татарскому языку Калимуллиной Р.Ф. проведено заседание детско-родительского клуба на тему «Мамы тоже были маленькими». Мамы делились с детьми впечатлениями о своем детстве, играли в свои любимые игры, рассматривали фотоматериалы стенгазеты «Как мы похожи», а дети подготовили музыкально-литературный подарок – сказку на татарском языке «Шалкан». Доброй традицией нашего детского сада стал семейный фестиваль «Пирожных дел мастера», посвященный Всемирному Дню ребенка и Дню матери. В этом учебном году темой фестиваля стала национальная выпечка. Семейные команды презентовали свои блюда, открывали секреты семейной кухни, делились рецептами, участвовали в творческих конкурсах.

Не секрет, что одной из актуальных проблем нашего общества на современном этапе является полилингвальное образование. В нашей Республике основы билингвизма закладываются с дошкольного детства, когда дети начинают обучаться татарскому языку. В современном мире билингвизм - это скорее преимущество, чем недостаток. Однако в педагогике и психологии нет однозначного мнения на этот счет и явление билингвизма обросло многими мифами. Противники билингвизма утверждают, что дети-билингвы начинают говорить позже, чем их сверстники, и связная речь у них формируется хуже. Но практика показывает, что у многих у билингвов развитие связной речи укладывается в возрастные нормы. Ещё один миф: дети-билингвы путают языки. Да, иногда так бывает, но как только у ребёнка усваивается лексический запас, эти замены становятся всё более редкими. Противники билингвизма утверждают, что для ребёнка-дошкольника важно сначала хорошо освоить родной язык, а второй язык можно начать изучать и позже... Однако многие психологи утверждают, что «золотая пора» для изучения второго языка - от 4 до 7 лет, потому что в этом возрасте дети способны воспринимать языки параллельно и говорить на двух языках. Педагогами и психологами школы отмечается, что многие двуязычные дети лучше овладевают универсальными учебными действиями. Необходимость целенаправленного изучения того или иного языка с малых лет подчёркивалось в исследованиях Л.С.Выготского, А.М.Шахнаровича, А.А.Леонтьева и др. известных ученых, которые подчёркивали, что именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется эмоциональной готовностью и прочностью запоминания языковой информации.

В детских садах г. Казани, в том числе и в нашем, накоплен определенный опыт по созданию билингвальной образовательной среды.

В МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88» работает двенадцать групп, которые посещают в основном русскоязычные дети. Начиная со средней группы, согласно «Методическим рекомендациям МО и Н РТ» три раза в неделю с детьми проводится непосредственно-образовательная деятельность по обучению татарскому языку. Дошкольники с большим удовольствием в игровой форме знакомятся с языком, культурой, историей татарского народа, участвуют в инсценировках татарских сказок, смотрят мультфильмы на татарском языке.

Главная цель обучения дошкольников татарскому языку (как второму языку) - это коммуникация, т.е. использование языка, как средства общения. Ребёнка мы должны научить поддерживать элементарную беседу на татарском языке, использовать татарскую речь в играх, в режимных моментах. И здесь ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. Оттого, как взрослые говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении татарского языка.

В настоящее время в стране огромное значение уделяется качеству образования. В нашем детском саду данному вопросу уделяется большое внимание. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 5.12.2014г. №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [2, с.2.], одними из показателей качества образования является удовлетворенность качеством образовательной деятельности организации получателями образовательных услуг. В нашем случае законными представителями детей (получателей услуг) являются их родители. Поэтому мы регулярно осуществляем мониторинг мнения родителей о качестве обучения детей татарскому языку. Мониторинг проводится в форме анкетирования родителей, которое организуется два раза в год.

В октябре 2015 года в МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88» согласно годовому плану, на основании приказа руководителя было проведено анкетирование родителей средних и подготовительных групп по вопросам качества обучения детей татарскому языку. В анкетировании приняло участие 107 родителей.

По результатам анкетирования было выявлено, что:

- русский язык является родным языком для 103 детей (96%), татарский язык – для 4 детей (4%);

- владеют татарским языком 19 родителей (18%) , не владеют татарским языком – 62 человека (58%), владеют частично 26 родителей воспитанников (24%);

- удовлетворены качеством обучения детей татарскому языку в детском саду 105 родителей (98%), удовлетворены частично – 2 человека ( 2%);

- удовлетворены компетентностью сотрудников ДОУ по обучению детей татарскому языку в детском саду 105 родителей (98%), удовлетворены частично – 2 человека (2%);

- Создают условия в семье для закрепления у ребенка навыков татарского языка 46 человек (43%), не создают условия – 16 человек (15%), иногда создают условия – 35 человек (42%);

- ребенок часто использует дома в быту татарские слова и фразы, изученные в детском саду: 49 детей (46%), не использует–12 детей (11%), использует иногда 46 человек (43 %) [4, с.271].

Можно сделать выводы: родители воспитанников положительно оценивают качество обучения детей татарскому языку в детском саду и удовлетворены работой сотрудников ДОУ в данном направлении. Но не во всех семьях создана билингвальная среда. Это связано с тем, что большинство родителей – русскоязычные, и им необходима адресная помощь в овладении лексическим минимумом, необходимым для закрепления с детьми программного материала. Поэтому по итогам мониторинга, на родительском собрании один из вопросов был посвящен повторному подробному знакомству родителей с Программой обучению детей татарскому языку ДОУ №88, материалами учебно-методического комплекта, в том числе с рабочими тетрадями УМК «Говорим по-татарски». Много времени уделили на собрании презентации интернет-ресурсов по обучению детей татарскому языку, в том числе. подборкой анимационых сюжетов и мультфильмов на татарском языке на сайте МОиН РТ.

Во всех группах воспитателями оформлены стенды «Говорим по-татарски» с актуальной информацией об изучаемых темах и словаре, с расписанием консультаций для родителей по вопросам обучения детей. На сайте детского сада модератором сайта Влазневой И.В. и воспитателем по обучению татарскому языку Калимуллиной Р.Ф. размещена информация для родителей, в том числе ссылки на интернет-ресурсы. О результативности проделанной работы можно будет судить после проведения второго этапа мониторинга – повторного анкетирования родителей, запланированного на апрель 2016 года.

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что родители дошкольников желают обучать своего ребёнка татарскому языку и являются сторонниками изучения языка в дошкольном возрасте. Лишь единство семьи и детского сада обеспечат нам успех в процессе усвоения детьми второго языка и позволят добиться высокого качества билингвального образования.


Список литературы:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. стр.352.

2.Приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» http://www.garant.ru/hotlaw/federal/605390/

3.Проектирование основной образовательной программы ДО. Методические рекомендации- Казань, ИМО УО ИКМО г. Казани, 2015,.с.108

4. Школа Л.с. Выготского: материалы II Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 90-летию со дня рождения Л.А. Венгера/ под. Ред. Л.Ф.Баяновой. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2015. – 286с.



  • Сертификаты:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687