Мамедова Саадет Агамамед кызы,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №122» Ново-Савиновского района г. Казани
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков,
плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства.
С тех пор мысль и красота идут рядом».
В.А. Сухомлинский
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга - все это привлекает внимание детей. В связи с этим перед нами стоит ответственная задача воспитывать малышей, а это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей - добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания». Воспитателю дана самостоятельность в выборе и разработке собственной технологии.
Экологической воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления с природой.
Теоретические основы его представлены в различных психолого-педагогических исследованиях. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознано-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. [2, 53]
Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды - формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязи с ней и способах ее сохранения; интерес к природе и проблемам ее охраны, деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе. В дошкольный период у ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой. Человек, как частица природы, нуждается в определенных жизненно необходимых условиях.
Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним. Ребенка привлекает все яркое в природе, таинственность, загадочность явлений природы. Он видит красивое в природе, на основе этих чувств возникает желание воссоздать свое видение природы, в виде рисунков, аппликаций, составление кроссвордов, рассказов - описаний, наблюдая природу уметь находить, что могло бы воплотиться в жизнь человека. [5, 16]
И здесь имеют большое значение знания воспитателя, его умение правильно знакомить с аспектами экологического воспитания. Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я поставила своей целью изучить процесс ознакомления с природой зимой.
Для реализации поставленной цели были определенны следующие задачи: 1. Изучить своеобразие экологического воспитания дошкольников. 2. Рассмотреть методы экологического воспитания в процессе ознакомления с природой зимой. 3. Раскрыть формы экологического воспитания в процессе ознакомления с природой зимой. 4. Ознакомиться с программными требованиями по ознакомлению детей среднего возраста с зимними явлениями.
Было решено проводить систематическую целенаправленную работу для активизации мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой. В связи с этим был составлен перспективный план мероприятий по экологическому воспитанию на зимний период.
С 8 декабря 2014 года по 27 февраля 2015 года проводились мероприятия с экологическим содержанием: занятия, наблюдения, опыты, чтение природоведческих произведений, дидактические игры с экологическим содержанием, индивидуальные беседы. Приведу ряд примеров бесед с детьми.
«О зимующих и перелетных птицах».
Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (грач, ласточка, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания; обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
«Лед».
Цель: продолжать знакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности.
«Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу».
Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делай выводы. Прививать любовь к природе.
«Как узнать зиму?».
Цель: обобщить представление детей о типичных явлениях в неживой природе. Закрепить занятие об особенностях существования растений зимой, обобщить занятия об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Для проведения наблюдений и опытов по ознакомлению детей с природой зимой был составлен перспективный план наблюдений и опытов за живой и неживой природой. Проводились ежедневно во время прогулок наблюдения за живой и неживой природой, например:
«Рассматривание веток ели и сосны».
Цель: закрепить умение детей различать ель и хвойные вечнозеленые деревья. Развивать умение сравнивать, находить признаки различия и сходство.
«Удивительное рядом».
Цель: закрепить с детьми основные признаки зимы. Развивать память и наблюдательность. Учить детей высказывать своё мнение. Прививать любовь к природе и бережливое отношение к окружающему миру.
«Определение деревьев по силуэту».
Цель: научить детей обращать внимание на цвет коры и ее поверхность (серая, коричневая, зеленая, белая, гладкая, шероховатая, покрытая глубокими трещинами, имеющая повреждения); на особенности веток, углы их отхождения от ствола характер ветвления (толстые, прямостоячие, тонкие); на размер и форму почек, на различные повреждения веток и ствола.
«Чем мы кормим наших птиц и что они особенно любят?».
Цель: уточнить с детьми ассортимент кормов, который предлагается пернатым: зерносмесь, мягкие кормы (крошки яиц, творога, каши, хлеба), кусочки фруктов, выращенная зелень, свежая вода. Продолжать учить детей сравнивать птиц по внешнему облику; их особенности поедания корма: едят на кормушке, под кормушкой, улетают с кормом; особенности взаимоотношений в стае. Выявить какой корм едят охотнее, одинаково ли кормятся в разную погоду.
«Какая сегодня погода?».
Цель: продолжать учить детей видеть изменения в неживой природе; наблюдать новые явления: вьюгу, метель, поземку; прислушаться к завыванию ветра.... Подвести детей к пониманию того, что лесным жителям в такую погоду труднее всего.
Методы и приемы, используемые в процессе беседы, вопросы проблемного характера способствовали развитию у детей мышления и таких его качеств, как ясность, точность, последовательность, уместность и др.
Во время прогулок, экскурсий и работы в уголке природы проводились опыты, например:
«Рыхлый и утрамбованный снег».
Цель: подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Показать, что формочки с рыхлым и утрамбованным снегом имеют разный вес, что рыхлый снег тает быстрее, чем утрамбованный; в формочке с рыхлым снегом меньше воды.
«Можно ли пить талую воду?»
Цель: показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.
«Всегда ли снег бывает липким?».
Цель: подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить он должен быть влажным. Полить снег водой и выявить, почему он стал липким.
«Лед прозрачен или нет?».
Цель: выяснить пропускает ли лед свет. Подвести детей к выводу, что чем толще лед, тем он хуже пропускает свет.
«Одинакова ли температура снега и воды?».
Цель: подвести детей к выводу о том, что температура снега ниже нуля, а температура воды выше нуля. Наблюдать за движением столбика термометра в банке со снегом при комнатной температуре.
Деятельностный метод в процессе проведения опытов обеспечил достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Природа – сколько таинственного и сокровенного скрыта в этом слове! Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Этот удивительный мир природы встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.
Список литературы:
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире// Дошкольное воспитание. – 2003. - N 12. - С. 52-58: ил.
3. Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2005. - N 12. - С. 13-1
4. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
5. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.
6. Методы организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работника дош.учреждений А.И. Иванова, 2003 год.
7. Прогулки в природе: учебное мед.пособие В.А. Шишкина, 2003 год.