Гилязова Лилия Мустафовна, воспитатель по обучению детей татарскому языку
МАДОУ «Детский сад №217 комбинированного вида» Московского района г. Казани
Срок реализации проекта: 1 неделя (21 – 25 апреля)
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети 3-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению татарскому языку, родители.
Цель: Знакомство с творчеством и сказками Г.Тукая. Развитие творческих способностей детей, развитие связной речи, умение слушать и отвечать на вопросы. Умение находить решение на поставленную проблему. Реализация НРК и УМК в воспитательно – образовательном процессе.
Задачи:
1. Развить у детей интерес к сказкам, басням, песням, пословицам и поговоркам.
2. Развить коммуникативные навыки у дошкольников через решение творческих задач.
3. Изучить творчество Г.Тукая вместе с детьми и родителями.
4. Выявить творческие способности детей.
5. Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
6. Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта «Неделя родного языка».
7. Развитие интеллектуального уровня и художественно-эстетического вкуса дошкольников.
Ожидаемые результаты:
1. Достичь поставленные цели и задачи, обобщить опыт работы в форме методических разработок, которые можно использовать в воспитательной работе (игры, сказки, маски, атрибуты, альбомы, сценарии праздников, викторин, развлечений).
2. Достичь умения детей драматизировать небольшие сказки, сценки, петь и танцевать под музыку.
3. Сформировать чувство доброжелательности к окружающим людям, природе.
4. Воспитывать культуру поведения в общественных местах (театры, музеи).
Актуальность проекта:
Воспитание художественного вкуса к детской литературе. Воспитание образованных детей, через знание культуры своего народа и культуры народов Поволжья. Воспитание толерантности. Проект разработан к юбилейной дате, 130 лет со дня рождения Г. Тукая.
Формы работы:
Беседы, интерактивные игры, викторины, экскурсии, презентации, чтение художественной литературы, использование ИКТ.
Понедельник «День загадок»
Цель: Знакомство с загадками Г.Тукая.
Направление развития | Содержание работы |
Познавательное | 1. Беседа о жизни и творчестве Г.Тукая – средняя, старшая, подготовительная группы 2. Головоломка «Какой рисунок должен быть в пустой клеточке?» - подготовительная группа |
Речевое | 1. Разгадывание загадок «Четыре времени года» - средняя, старшая группы 2. Чтение: Г.Тукай «Ель» – средняя группа |
Социально - коммуникативное | 1. Просмотр мультфильмов: - «Забавный ученик» - подготовительная группа - «Ребенок и мотылек» - средняя группа - «Гали и коза» - старшая группа - «Наша семья» - младшая группа |
1. Дидактическая игра «Времена года» - средняя, старшая группы 2. Настольная игра: «Времена года» - младшая группа 3. Драматизация сказки «Кому подарок?» (татарская народная сказка) – подготовительная группа | |
1. Творческое задание: изготовление костюмов (времена года) – старшая группа. 2. Изготовление украшений (времена года) - средняя группа, младшая группа | |
Безопасность: 1. Интерактивная игра «Как вести себя в лесу?» - средняя, старшая, подготовительная группы | |
Художественно-эстетическое | ИЗО: 1. Рисование «Любимое время года» - все группы |
Музыка: 1. Песня Г.Тукай «Сон земли» - подготовительная группа 2. Слушание П.И.Чайковский «Времена года» - все группы | |
Физическое | Подвижные игры: 1. «Мин эт –син песи» - средняя группа 2. «Сыерчыклар» – средняя группа 3. «Миңлебай» – старшая и подготовительная группы |
Методическая работа с педагогами | 1. Круглый стол: «Жизнь и творчество Г. Тукая», «Г.Тукай в музыке» 2. Обзор книжных новинок . Выставка книг. 3. Сбор информации о Г.Тукае. |
Вторник «День поэзии»
Цель: продолжать знакомить детей с поэзией Г.Тукая.
Направление развития | Содержание работы |
Познавательное | 1. Беседа о поэзии Г.Тукая – средняя, старшая, подготовительная группы |
Речевое | 1. Заучивание стихов - «Сегодня праздник» - старшая группа - «Родной язык» - подготовительная группа - «Озорной котенок» - средняя группа - «Ласточка» - подготовительная группа - «Малыш и мотылек» - средняя группа - «Забавный ученик» - старшая группа - «Наша семья» - младшая группа |
Социально - коммуникативное | 1. Разгадывание кроссворда - старшая и подготовительная группы 2. Конкурс чтецов «Колокольчики детской души» - все группы 3. Театр ложек «Семья» - младшая, средняя группы |
3. Сюжетно - ролевая игра «Семья» - все группы | |
4. Творческое задание: изготовление костюмов (совместно с родителями): - животных – ясли, 2-я младшая группы - птиц – средняя, старшая группы - для конкурса чтецов – все группы - по стихам – подготовительная группа | |
5. Безопасность: Просмотр мультфильма «Гуси – лебеди» - все группы | |
Художественно-эстетическое | ИЗО: 1. Поделки из оригами (коза, бабочка, котенок, щенок) – старшая, подготовительная группы |
Музыка: 1. Пение: «Туган тел», «Туган авыл», «Пар ат» - старшая, подготовительная группы | |
Физическое | 1. Пальчиковая гимнастика по стихам Г.Тукая - младшая, средняя группы 2. Подвижные игры «Казлар – аккошлар» - младшая, средняя группы «Су анасы» - старшая группа «Зәңгәр чәчәк» – подготовительная группа |
Методическая работа с педагогами | 1. Посещение дома – музея Г.Тукая 2. Посещение культурного наследия «Туган авылым». |
Среда «День басен»
Цель: Познакомить детей с баснями Г.Тукая.
Направление развития | Содержание работы |
Познавательное | 1. Беседа о баснях – старшая, подготовительная группы 2. Лабиринт «Помоги козе добраться до любимого лакомства» - старшая группа |
Речевое | Чтение басен Г.Тукая: 1 «Зеркало и мартышка» - подготовительная группа 2 «Черепаха и заяц» - старшая группа 3 «Два плуга» - подготовительная группа 4. «Счастье» - старшая группа 5. «Каждый работает» - подготовительная группа |
Социально - коммуникативное | 1. Литературная игра «Поле чудес» - подготовительная группа 2. Рассказывание басен – старшая, подготовительная группы 3. Инсценировка басен - старшая, подготовительная группы |
1. Пазлы «Черепаха и заяц» - средняя группа | |
Творческое задание совместно с родителями: 1. Изготовление книжек – малышек по темам проекта (по выбору) – средняя, старшая группы | |
Безопасность: Просмотр мультфильма «Жемчужины» - все группы | |
Художественно-эстетическое | ИЗО: Аппликация по басням (по выбору детей) – старшая, подготовительная группы |
Музыка: Пение: «Тукай абый» - подготовительная группа «Сегодня праздник» - старшая группа | |
Физическое | Ритмопластика «Лесные обитатели Кырлая» - все группы |
Подвижные игры: 1. «Аю –бүре» – младшая, средняя группы 2. « Кәрия –Зәкәрия» – старшая, подготовительная группы | |
Методическая работа с педагогами | 1. Апрельский марафон «Я говорю по –татарски» 2. Деловая игра по УМК «Тамчы - шоу» (по телепередаче ТНВ) |
Четверг «День сказок»
Цель: Формировать интерес к детским сказкам. Совершенствовать грамматический строй речи.
Направление развития | Содержание работы |
Познавательное | 1. Беседа о сказках – все группы 2. Рассматривание иллюстраций к сказкам (ИКТ) – средняя, старшая, подготовительная группы |
Речевое | Чтение сказок: 1. «Водяная» - старшая группа 2. «Шүрәле» - подготовительная группа 3. «Сказка о козе и баране» - средняя группа 2. Досуговая игра « Кто как разговаривает?» - средняя, старшая группы 3. Дидактическая игра: «Расположи картинки в правильной последовательности» - старшая группа |
Социально - коммуникативное | 1. Игра - лабиринт «Помоги Водяной найти золотой гребешок» - подготовительная группа 2. Просмотр сказок. ИКТ: «Водяная», «Сказка о козе и баране» - все группы. |
Драматизация сказок: 1. «Водяная» - средняя группа 2. «Шүрәле» - подготовительная группа 3. «Сказка о козе и баране» - старшая группа | |
Творческое задание: изготовление поделок (совместно с родителями) «Волшебная копилка» - все группы Поделки из Кырлая «Чудеса Кырлая». | |
Безопасность: «Сказка – ложь, да в ней намёк». Игра: «Кого можно встретить в лесу?» - все группы | |
Художественно-эстетическое | ИЗО: 1. Рисование нетрадиционными методами по сказкам Г. Тукая – все группы 2. «Раскрась сказку» - средняя, старшая группы 3. Лепка «Любимый герой» - все группы |
Музыка: 1. Пение: «Шүрәле» - (песня – игра) – старшая, подготовительная группы 2. Слушание музыки из балета «Шүрәле» - все группы | |
Физическое | Подвижные игры 1. «Шүрәле» - подготовительная группа 2. «Бүләкләр» – младшая, средняя группы 3. « Бүре һәм сарыклар» – старшая группа |
Методическая работа с педагогами | 1. «Весенняя капель» - вечер поэзии с педагогами 2. Конкурс стихов «Мой Тукай», «Поэтические мгновения». |
Пятница «День пословиц и поговорок»
Цель: Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-танцевальных движений. Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные сказки. Продолжать знакомить с пословицами и поговорками. Прививать любовь к устному народному творчеству.
Направление развития | Содержание работы |
Познавательное | 1. Знакомство с пословицами и поговорками – все группы 2. Словесная игра «Узелок» - старшая и подготовительная группы |
Речевое | 1. Заучивание пословиц и поговорок – все группы 2. Чтение поговорок и пословиц – все группы |
Социально - коммуникативное | 1. Литературная викторина «Знаешь ли ты Тукая?» - старшая группа 2. Интеллектуальная игра: «Что? Где? Когда?» - подготовительная группа 3. Интерактивная игра «Солнышко» - средняя группа |
1. Сюжетно-ролевая игра «Мы в музеи Г.Тукая» - старшая, подготовительн. группы 2. Пазлы «Сказки» - все группы | |
Творческое задание: изготовление атрибутов к празднику (совместно с родителями) – все группы | |
Безопасность: 1. Интерактивная игра: «Как вести себя в театре?» - все группы 2. Чтение: «Воспитанный ребенок» Р. Фахруддин – старшая, подготовительной группы | |
Художественно-эстетическое | ИЗО: 1. Фотовыставка « Галерея приглашает друзей» (воспитатели, дети и родители) – все группы 2. Рисование под музыку (по желанию детей) – все группы |
Музыка: 1. Музыкально – литературный праздник «Путешествие в мир Тукая» - (совместно с родителями) – младшая, средняя, старшая, подготовительная группы | |
Физическое | Ритмопластика «Шаг к слову» - все группы |
Подвижные игры: 1. «Чүлмәк сатыш» – старшая и подготовительная группы 2. «Чума үрдәк, чума каз» – средняя группа 3. «Күбәләкне тот» – младшая группа | |
Методическая работа с педагогами | 1. Презентация проекта «Г.Тукай и дети», «Г.Тукай в творчестве Урманче» 2. Поездка в Кырлай (летний период). По желанию педагогов и родителей. |