Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Современные технологии обучения

Современные подходы к использованию регионального компонента в развитии музыкальных способностей детей

Абульханова Дильбар Сабирзяновна, учитель-логопед,
Хамидуллина Гульсина Харисовна, музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №339 комбинированного вида»
Московского района г. Казани

Среди основных целей и задач образования, определённых национальной доктриной образования в РФ до 2025 года, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры. Отмечено, что государство в сфере образования обязано обеспечить:

· сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

· сохранение языков и культур малых народов РФ;

· гармонизацию национальных и этнокультурных отношений.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится более чутким к красоте в искусстве и жизни. И если ребенок в детстве не получает полноценных впечатлений, то это с трудом восполняется в последствии.

С самого раннего возраста ребёнок способен воспринимать окружающую его красоту. И уже в это время важно подсказать ему: остановись, взгляни вокруг, прислушайся как это прекрасно!

Из всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является наиболее развивающим и в то же время самым сложным видом музыкальной деятельности. Нужно помочь малышу войти в мир музыки, помочь её услышать и понять.

Народная память хранит тысячи мелодий. Переходя из уст в уста, эти напевы, песни дошли до наших дней. По словам великого Тукая, они являются бесценным наследием наших предков. Мы с молоком матери впитали любовь к родному языку и народным песням.[1]

Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала, элементов национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры.

«Освоение национальной культуры, духовности своего народа, обогащение её культурой народов совместного проживания, ориентация ребенка на культуру как на ценность позволит ему в дальнейшем понять и культуру мировую. Лишь такой широкий взгляд на культуру собственного народа, восприятие её в контексте более масштабных культурных процессов может стать основой формирования и развития творческой личности, позволяющей ей не просто пассивно созерцать национальную культуру, а вносить в неё свой индивидуальный вклад, включаться в культуросозидающий процесс». (Ф.Ф. Харисов) [4]

Таким образом, использование регионального компонента предусматривает всестороннее физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое развитие и способствует обогащению детских впечатлений, приобщению к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского (русского) языка.

Региональный компонент, используемый в работе педагогов с детьми дошкольного возраста, способствует воспитанию любви к родной природе, к растительному и животному миру, приучает детей видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать её, соприкасаться с ней. А через посредство простых попевок произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок подготовить детей к исполнению их на детских музыкальных инструментах, применить всё свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хороводного пения, исполнению игровых действий, плясок и хороводных движений.

Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы – это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, а зачастую всё поставлено «с ног на голову». Какие только фантастические картины не возникают в рассказах и песнях. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность, способствуют развитию творческого воображения и исполнительских навыков.

Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, чёткого произношения слов, правильной дикции.

Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актёрству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Удивительно поэтичны и загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Каких только загадок не придумано, чтобы проверить внимание, смекалку. Сообразительность. Одни состоят из простого вопроса, другие похожи на задачки. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления, о которых идёт речь, а также умеет разгадать в словах скрытый смысл. И если ребёнок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая красоту и богатство его, то всякий мудрёный вопрос и любое иносказание будут разгаданы. Загадки можно использовать в сценариях театрализованных представлений и праздников.

Почти в каждой местности есть свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребёнку мелодии. Игра – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Хоровод – это жанр, в котором поэтико – музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в её весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, кудрявая березка, цветущая калина, цветы луговые. Участвуя в хороводе – маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем или царевной, батыром или красавицей. Здесь всё зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть её.[2]

У каждого ребёнка свои музыкальные способности, индивидуальные возможности. И профессиональный подход педагога к использованию регионального компонента в развитии музыкальных данных детей будет способствовать эстетическому и художественному воспитанию, поможет каждому ребёнку обрести любовь к Родине, её старинным напевам, родному языку, творчеству.



Список литературы:

1. Ибрагимова З.Г., Гилязутдинова Г.Р., Залялетдинова Ф.Ж. Чәбәк-чәбәк итә ул. – Казань: Магариф, 2007. – 95 с.

2. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 г. – 224 с.

3. Низамов Р.А. Педагогические раздумья. – Казань, Магариф, 1994г.– 96 с.

4. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. – РИЦ, 2012 г. – 208 с.



  • Сертификаты:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687