Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Современные технологии обучения

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе

Фирсова Наталия Геннадьевна, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №356 комбинированного вида»
Кировского района г. Казани

Как показывают исследования ряда ученых, а также наблюдения логопедов-практиков, в последние годы отмечается стойкий процесс увеличения количества детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми нарушениями. Несовершенства устной речи дошкольников имеют свойства закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма в школьном возрасте. Расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано со снижением интеллектуального развития, с выраженными нарушениями слуха и зрения, с нерегулярностью школьного обучения.

Нередко учителя и родители считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.д. Но на самом деле это не так. В основе подобных ошибок лежат более серьезные причины, определить которые должен учитель-логопед.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна для всех.

Ведущими направлениями коррекционной логопедической работы считаю:

1. Совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение правильного буквенного обозначения на письме – для профилактики дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания или акустической.

2. Коррекция дефектов произношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков – для профилактики акустико-артикуляторной дисграфии.

3. Совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить звукослоговую структуру слов и предложений – для профилактики нарушений на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

4. Совершенствование синтаксических и морфологических обобщений. Обучение морфологическому анализу слов – для профилактики аграмматизма.

5. Совершенствование зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений, уточнение речевого обозначения пространственных соотношений - для профилактики оптических нарушений.

6. Формирование графо-моторной координации.

Для решения этих задач использую в своей работе систему упражнений. Например, для развития самоконтроля за собственной письменной продукцией, предлагаю упражнения:

· посмотрите на образец (фигуры, символы, буквы), запомните его;

· нарисуйте пальчиком (зарисуйте в тетради);

· сверьте с образцом, после выполнения задания.

Ежедневно провожу такие упражнения, которые направлены на развитие навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей:

- проверьте, одинаковые ли знаки (буквы, цифры) вычеркнуты на карточке и образце;

- проверьте, правильно ли срисован узор;

- запомните карточку и выберите такую же (ребенку предлагается запомнить ряд предметов, символов, цифр, букв на карточке и найти такую же среди второго набора карточек);

- выложите по памяти ряд их отдельных элементов;

- написать по памяти ряд из отдельных элементов.

После выполнения прошу сверить выполненное задание с образцом, дополнить и уточнить его.

Использую упражнения для развития навыков анализа и воспроизведения временной последовательности:

- «зарядка» - повторить последовательность движений;

- назвать по порядку дни недели, времена года, предметы, картинки и пр.

Для развития способности к концентрации, распределению и переключения внимания провожу задания:

- «синхронный счет» - подсчитать количество изображений двух видов, не обращая внимания на остальные предметы;

- таблицы Шульте – отыскать числа от 1 до 15, расположенные в клетках в случайном порядке;

- выбрать определенную букву, выделить ее в ряду других, в тексте;

- выделить заданное слово в ряду букв, в тексте.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма в нашем детском саду проводится не только с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Эта работа очень полезна и для детей общеобразовательных групп 5-7 летнего возраста. Считаю, что ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687