Фирсова Наталия Геннадьевна, учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №356 комбинированного вида»
Кировского района г. Казани
Как показывают исследования ряда ученых, а также наблюдения логопедов-практиков, в последние годы отмечается стойкий процесс увеличения количества детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми нарушениями. Несовершенства устной речи дошкольников имеют свойства закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма в школьном возрасте. Расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано со снижением интеллектуального развития, с выраженными нарушениями слуха и зрения, с нерегулярностью школьного обучения.
Нередко учителя и родители считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.д. Но на самом деле это не так. В основе подобных ошибок лежат более серьезные причины, определить которые должен учитель-логопед.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна для всех.
Ведущими направлениями коррекционной логопедической работы считаю:
1. Совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение правильного буквенного обозначения на письме – для профилактики дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания или акустической.
2. Коррекция дефектов произношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков – для профилактики акустико-артикуляторной дисграфии.
3. Совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить звукослоговую структуру слов и предложений – для профилактики нарушений на почве несформированности языкового анализа и синтеза.
4. Совершенствование синтаксических и морфологических обобщений. Обучение морфологическому анализу слов – для профилактики аграмматизма.
5. Совершенствование зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений, уточнение речевого обозначения пространственных соотношений - для профилактики оптических нарушений.
6. Формирование графо-моторной координации.
Для решения этих задач использую в своей работе систему упражнений. Например, для развития самоконтроля за собственной письменной продукцией, предлагаю упражнения:
· посмотрите на образец (фигуры, символы, буквы), запомните его;
· нарисуйте пальчиком (зарисуйте в тетради);
· сверьте с образцом, после выполнения задания.
Ежедневно провожу такие упражнения, которые направлены на развитие навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей:
- проверьте, одинаковые ли знаки (буквы, цифры) вычеркнуты на карточке и образце;
- проверьте, правильно ли срисован узор;
- запомните карточку и выберите такую же (ребенку предлагается запомнить ряд предметов, символов, цифр, букв на карточке и найти такую же среди второго набора карточек);
- выложите по памяти ряд их отдельных элементов;
- написать по памяти ряд из отдельных элементов.
После выполнения прошу сверить выполненное задание с образцом, дополнить и уточнить его.
Использую упражнения для развития навыков анализа и воспроизведения временной последовательности:
- «зарядка» - повторить последовательность движений;
- назвать по порядку дни недели, времена года, предметы, картинки и пр.
Для развития способности к концентрации, распределению и переключения внимания провожу задания:
- «синхронный счет» - подсчитать количество изображений двух видов, не обращая внимания на остальные предметы;
- таблицы Шульте – отыскать числа от 1 до 15, расположенные в клетках в случайном порядке;
- выбрать определенную букву, выделить ее в ряду других, в тексте;
- выделить заданное слово в ряду букв, в тексте.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма в нашем детском саду проводится не только с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Эта работа очень полезна и для детей общеобразовательных групп 5-7 летнего возраста. Считаю, что ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.