Романова Татьяна Михайловна - воспитатель
МАДОУ «ЦРР - Детский сад №88» Кировского района г. Казани
Формирование ценностного отношения к труду и ранняя профориентация – один из факторов успешной социализации дошкольников. Сегодня проблема социализации детей как никогда значима и актуальна. Социализация - процесс, позволяющий ребенку старшего дошкольного и младшего школьного возраста преодолеть собственный эгоцентризм. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, действуя, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Детский сад в свою очередь является следующим институтом процесса социализации. Социализация делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни. Одной из задач социализации является усвоение определенного ролевого поведения, которое в свою очередь тесно связано с процессом усвоения трудовых навыков, профессионального репертуара.
Стандарт дошкольного образования предусматривает решение задач объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей развития их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Труд и профессиональная деятельность в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание. Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Оно входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Раннее приобщение ребенка к труду, знакомство с различными профессиями, т.е. ранняя профориентация возможна уже в детском саду.
Большие возможности в социализации и ранней профориентации дошкольников, развитии у детей интереса к труду взрослых, к профессиям предоставляют методы музейной педагогики.
Создание музея в детском саду на сегодняшний день очень актуально – мини музей группы - неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения.
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. В нашей группе он занял небольшую часть приёмной. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Долгие годы в музеях запрещалось посетителям даже прикасаться к экспонатам. А наш мини — музей небольшой, уютный, в чем-то даже домашний. Мини-музей нашей группе содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка – это что – то своё, родное, т.к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесённые из дому экспонаты и рассказывают о них. Самое важное, что в его создании принимали и принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры.
В нашем мини-музее проходят выставки-экспозиции на разнообразную тематику. Одна из экспозиций посвящена труду, профессиям взрослых, в т.ч. родителей.
При организации экспозиции музея «Все работы хороши..» мы поставили перед собой цель: способствовать социализации детей дошкольного возраста через организацию ранней профориентации.
Разработали задачи по внедрению музейной педагогики в практическую деятельность:
- познакомить с выставкой в мини – музее группы. Закреплять правила поведения в музее;
- формировать знания детей о назначении музеев в родном городе, о деятельности работников музея;
- вызвать желание принять участие в пополнении экспозиции мини-музея;
- способствовать социализации дошкольников, развивать ценностное отношение дошкольников труду, трудолюбие;
- знакомить с трудом взрослых, в т.ч. родителей, способствовать ранней профориентации.
Экспонаты нашего музея, представленные в экспозиции «Все работы хороши»:
· фотовыставка «Профессии наших родителей»;
· выставка детского художественного творчества «Профессии разные-самые важные»;
· атрибуты разных профессий для организации игровой деятельности.
Детское художественное творчество является неотъемлемой частью познавательной деятельности детей.
В разделе «Библиотека», находится подборка стихотворений, загадок, пословиц, сказок о профессиях, потешки и поговорки о труде.
Методические разработки для занятий с детьми старшего дошкольного возраста представлены в разделе «Игротека» (он находится в групповой комнате), представлен подборкой дидактических игр: «Радуга профессий», «Кто что делает?», «Угадай мою профессию», «Волшебный сундучок» (дидактические игры, направленные на расширение кругозора дошкольников, знакомство с профессиями).
В нашем музее есть раздел: «Сами своими руками», где дети изготавливают атрибуты своими руками к сюжетно-ролевым играм. Это уголок ручного труда с набором необходимого оборудования и материалов (пластилин, стеки, салфетки, бумага, фартуки, схемы и др.).
Таким образом, через наш музей мы учим детей видеть и оценивать окружающие вещи с точки зрения развития истории и культуры, пытаемся сформировать понимание значения труда в жизни людей. Через работу со средой мини музея мы развиваем способность к эстетическому созерцанию, желание самостоятельно творить. У детей появляется инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Используя музейную педагогику, ставим перед собой задачи: развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия, в том числе, изучения особенностей деятельности людей разных профессий. Музейная педагогика не должна прийти на смену экскурсиям старого образца, но просто «вырасти» рядом, как новый тип экскурсий, где интересно и увлекательно.
Предметный, наглядный метод обучения предполагает в качестве основного воздействия предмет, который наделяется ролью главного действующего лица. На первый план выдвигается задача помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Молчаливые предметы начинают неторопливый «разговор», в ходе которого дети делают для себя неожиданные открытия. Оказывается, обычные предметы: умеют «говорить» и могут рассказать о себе много интересного, а также о людях, которые их используют для выполнения профессиональных обязанностей. Надо только уметь прислушаться, всмотреться, услышать и понять их «тихую жизнь». Попытаться что-то сделать своими руками – нарисовать картину, сплести коврик, изготовить открытку.
Неслучаен девиз нашего музея:
Я слышу – и забываю.
Я вижу – и вспоминаю.
Я делаю – и постигаю (Конфуций).
Очень активное освоение музейной информации осуществляется в процессе игровой деятельности. Когда полученные знания дети применяют в ролевых и режиссерских играх, в самостоятельной художественной, творческой деятельности. Для этого и используются разделы мини-музея «Игротека», «Сделай своими руками».
Использование элементов музейной педагогики способствует активному вовлечению родителей в образовательный процесс.В мини-музее организуются экспозиции на разнообразную тематику. По окончании действия экспозиции, мы, как правило организуем итоговое мероприятие, например, заседание детско-родительского клуба группы в форме совместного досуга.
Так как наш детский сад в основном посещают дети работников железнодорожного транспорта, в мини-музее была организована выставка «Мы – будущие железнодорожники». Были собраны материалы о династиях железнодорожников п. Юдино, об истории создания железной дороги. Также на выставке были предоставлены сигнальные флажки, фонари, железнодорожный костыль, тормозной башмак, действующий светофор, железнодорожная форма, инструменты и приспособления, используемые в работе железнодорожников. В музее проводились встречи детей с родителями-железнодорожниками, которые рассказывали детям о своей работе, профессии. Итоговым мероприятием стал досуг «День железнодорожника».
Можно отметить, что возможности музейной педагогики для ранней профориентации достаточно большие. Совместная работа детей и взрослых по созданию экспозиций музея способствует личностному развитию ребенка, сплочению семьи, успешной социализации дошкольника. Результаты мониторинга подтверждают положительную динамику развития трудовой деятельности и социального развития дошкольника.