Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Современные технологии обучения

Искать, бороться, не сдаваться

Анохина Ольга Михайловна, учитель-логопед,
Парамонова Марина Владимировна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 373 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [2, с. 10].

Остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ, большой разнородной группы детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития, находящейся в условиях скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. На сегодняшний день еще недостаточно разработана система включения детей с ОВЗ в массовые детские сады. Многие педагоги оказываются в затруднительном положении (не готовы оказывать помощь таким детям), так как для них необходимы особые условия и систематическое комплексное коррекционное сопровождение при воспитании и обучении.

Дети с отклонениями в развитии лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности. Отрицательные эмоциональные переживания, хроническая неудовлетворенность и т.п. могут приводить к патологическим изменениям характера, искажениям в формировании личности [2, с. 9].

Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической и социальной помощи в дошкольный период позволяет улучшить развитие детей, обеспечить им социальную адаптацию. Все дети с ОВЗ нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для него модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь [3, с. 86].

Доступным для детей с ОВЗ образовательные учреждения делают педагоги. Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию. Также создать атмосферу, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все, поможет наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Впервые меня, воспитателя с десятилетним педагогическим стажем, данная проблема затронула при наборе группы детей раннего возраста в 2011 году. Администрация ДОУ оповестила о том, что в группе будет ребенок с ДЦП. Конечно, сначала я была в растерянности. Мне не хватало знаний, не было опыта работы с такими детьми.

Изучив методическую литературу, педагогический опыт коллег, пришла к выводу, что главное в нашей работе - это, прежде всего, полноценное формирование личности каждого ребенка, а не только деятельность по преодолению нарушений. Поэтому для решения возникшей для меня проблемы важно было объединить работу семьи и педагогов в единое целое, включить всех в реальный педагогический процесс.

Наша задача (педагогов ДОУ) заключалась в помощи родителям достичь понимания, что они не одиноки, что их ребенок не являются особым в обществе и может наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. В работе с семьей, мы ориентируем родителей на подготовку ребенка к жизни, что позволит быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие свое состояние.

Для большинства детей с ДЦП характерны моторные трудности, двигательная неловкость, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режимные моменты дня. В режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, приема пищи. Применяем варьирование организационных форм образовательной деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Для оптимального осуществления интеграции созданы условия воспитания и обучения, помогающие организовывать безбарьерную среду жизнедеятельности ребенка в группе. Что особенно необходимо было мальчику в адаптационный период (не вступал в контакт с детьми, не отпускал родителей, отказывался от еды, игрушек и др.). Адаптация - это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство [1, с. 49].

В этот период наша задача состояла в том, чтобы снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние ребенка, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

В процессе образовательной деятельности мы сочетаем индивидуальные и дифференцированные подходы, что способствует активному участию ребенка в жизни коллектива. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.

Из-за сложностей физических и психических нарушений, разрабатывается и осуществляется индивидуальная программа развития, начиная с первого года посещения. Программа рассчитана на один учебный год. Она позволяет обеспечивать развивающее обучение ребенка, всестороннее развитие его интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у него все психические процессы и такие личные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

У моего воспитанника помимо ДЦП еще нарушено зрение, поэтому при подборе дидактического материала учитываем его особенности - размеры, контрастность цветов, подбираем выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность. Совместно с педагогами-специалистами подобран комплекс упражнений для развития мелкой моторики. Наш инструктор по плаванию, учитывая рекомендации медицинских работников ДОУ, включила в свою программу необходимые двигательные упражнения с учетом физических и двигательных особенностей. Совместная работа с инструктором по плаванию привела к положительным результатам: мальчик самостоятельно прыгает на двух ногах, бегает (в силу своих возможностей), исчез страх спускаться по лестнице.

В первые годы посещения у ребенка отмечалось нарушение сенсорных функций различной тяжести. Способность к слуховому восприятию фонем была снижена, недостаточно сформирована ориентировочно-поисковая реакция на звучание или нахождение предмета, затруднялся в различении неречевых звуков и звучании музыкальных инструментов. Работу по формированию слухового восприятия, мы начинали с развития слухового внимания при помощи ярко звучащих игрушек. И к пяти годам мальчик достиг значительных успехов: улучшилась слуховое восприятие, сформировалась ориентировочно-поисковая реакция, говорит полными развернутыми фразами. В результате чего у ребенка наладились отношения со сверстниками. В группе между воспитанниками добрая обстановка, происходит искреннее взаимоотношение в играх. Мальчик чувствует себя нужным и нуждающимся в сверстниках. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

Но главное, что должен знать и чувствовать этот ребенок - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенном, любимым и желанным. Педагоги и родители всегда должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.



Список литературы:

1. Воронова Е.Г., Харлампиева С.Я., Шейко Н.А. Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ: Материалы V международной научной конференции (Актуальные вопросы современной педагогики, г. Уфа, 20-23 мая 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - с. 48-50.

2. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. - Балашов: Издательство «Николаев», 2002. - 80 с.

3. Малофеев Н.Н., Шметко Н.Д. Интеграция и специальные образова-тельные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. - 2008. - № 2. - с. 86-94.



  • Сертификаты:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687