Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Современные технологии обучения

Театр творит чудеса или «Как изучать татарский язык»

Бадертдинова Гульфира Хакимулловна, воспитатель по обучению детей татарскому языку
МАДОУ «Детский сад №122 общеразвивающего вида»
Ново-Савиновского района г. Казани

Театр! Как много значит он для детского сердца! Он творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придаёт уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений. [1, с.102]

Я, педагог, воспитатель по обучению детей татарскому языку, почему так эмоционально высказываюсь о театре? Дело в том, что театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

По мнению Мигуновой Е.В., театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребёнка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперёд («У тебя обязательно получится»). А это так необходимо при изучении второго языка, так как дети стесняются произносить слова на другом языке.

На протяжении последних лет я работаю по теме: «Театрализованная деятельность в работе с детьми по обучению татарскому языку».

Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных педагогических задач. Обучая дошкольников, важно воспитывать у них любовь к родному краю, вызвать интерес к историческому прошлому города, республики. Достижению этого результата способствует организация этнографических уголков и центров по ознакомлению с национальным бытом, творчеством татарских поэтов и писателей, дидактические игры, альбомы, папки-передвижки «Мы учим татарский язык», куда вносятся слова, предложения, стихи, которые дети слышат и заучивают на занятиях татарского языка. Одним из интересных видов изучения языка является включение детей в театрализованную деятельность. Этот вид работы я взяла основой для самообразования. Главная цель моей работы – воспитание любви к татарской культуре, литературе через театрализованную деятельность детей дошкольного возраста. Исходя из этой цели, я определила задачи:

- воспитать в детях эстетичное и нравственное начало через фольклорные произведения татарского народа и через произведения татарских писателей;

- обогащать словарный запас детей дошкольного возраста и развивать умение сочетать речь с мимикой и жестами;

- расширять представления детей об окружающей действительности;

- дать возможность проявить себя в театрализованной деятельности детям застенчивого характера. [3, с.75]

Театрализованное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театрализованная игра и игра ребёнка из одной и той же условности и фокусирует в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит её и способен её выразить. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий в жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Формы театрализовано-игровой деятельности разнообразны и все они по-своему интересны. Их можно применять в повседневной жизни, начиная в обычных занятиях, во всех праздниках и утренниках, в постановках сказки. Например: на занятиях мною широко используется обыгрывание стихотворений. Дети с удовольствием озвучивают знакомые стихотворения по ролям. Могу назвать такие стихотворения, как «Забавный ученик», «Кончил дело-гуляй смело» (Г. Тукай), «Вороватый котёнок» (М. Джалиль), «Дети помогают» (Г. Лутфи) и другие. Раздаю детям шапки-маски и под декламацию (воспитателя или ребёнка), они выполняют действия. В сюжетно-ролевых играх, сказках придут на помощь сценки и инсценировки. Можно инсценировать, как мы встречаем гостей, идём к врачу; диалоги животных в небольших сказках. Тесно работаем воспитателями групп, ведь в течение дня дети в кого только не превращаются: они становятся и врачами, и больными, и шофёром, и медведем, и лисой – их фантазия так велика! И последняя форма – это драматизация. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дошкольники примеривают на себя различные модели социального поведения. Играя волка или медведя, ребёнок может выразить агрессию, исполняя роль зайчика – осторожность, петушка – решимость и храбрость.

Участвуя в этих формах театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром, могут делать выводы, анализировать ситуацию. После участия ребёнка в сказках, сюжетно-ролевых играх, инсценировках усиливается интерес к татарскому языку. Важно только, чтобы произведение было интересно детям. Дети могут инсценировать русскую сказку, например, «Репка», так как она хорошо знакома им с детства, поэтому им легче вжиться в свою роль на татарском языке. Первым моим опытом и стала драматизация сказки «Репка» с русскоязычными детьми. Мы учили сказку с куклами, вспоминая фразы на русском языке. Затем постепенно начали репетировать, надевая маски и запоминая фразы на татарском языке. По такому же пути шли, драматизируя «Теремок», «Болтливую утку» Абдуллы Алиша, татарские народные сказки «Лиса и волк», «Три дочери». Выступая на утренниках перед родителями, в развлечениях перед детьми младших групп, на конкурсах, на различных праздниках, в том числе национальных, таких как «Науруз», «Карга боткасы», драматизация помогает детям раскрепоститься, не стесняться на сцене, даёт уверенность в себе, и, безусловно, стимулирует интерес к изучению татарского языка.

С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

На занятиях по обучению татарскому языку театрализованную деятельность можно организовать на разных этапах.

1.Ознакомление детей с новыми словами.

2.Повторение пройденного материала.

3.Закрепление активного пользования языком.

На самом первом этапе работы можно включать игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, что позволяет знакомить детей с новыми словами. Например:

- маленький – кечкенэ (дети улыбаются, делают жест большим и указательным пальцем);

- большой – зур (приподнимают брови, широко открывают глаза, руки разводят в стороны);

- вкусный – тэмле (улыбаются, головой поклоны в стороны);

- кислый – эче (дети морщатся, машут рукой);

- плохо – начар (дети сдвигают брови);

- хитрый – хэйлэкэр (моргают то правым, то левым глазом). Широко применяются пальчиковые игры, игровые упражнения по обучению жестам («Сейчас я папа ... медведь», «Я мою лицо, руки» и т д.)

На втором этапе можно перейти к театрализованным играм, введя в игру персонажи. Дети с удовольствием вступают в беседу с ними, строят диалоги.

На следующем этапе можно разыгрывать театрализованные игры по знакомым произведениям. Здесь можно предложить детям «оживить» картинки, придумать диалог и «сыграть» его (насекомые за чаепитием, семья вечером, звери на уроке и др.)

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить? Во-первых, недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность педагога. Во-вторых, приобщение к театру не носит массового характера, значит, часть детей остаются вне этого вида деятельности. В моей практике это тоже было. В начале моей работы драматизация проходила только с активными детьми. Через некоторое время остальные, более пассивные дети тоже втянулись в работу, изъявили желание участвовать в разных сценках на занятиях, они тоже хотели переодеваться в персонажа, говорить за него, то есть сыграть какую-либо роль на утренниках. Увидев это, я стараюсь дать возможность всем детям проявить себя. В моих планах - организовать театральный кружок в детском саду и, применяя новое интерактивное оборудование, изучать татарский язык с использованием драматизации со сменой костюмов и декораций.


Список литературы:

1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие). – М.:2006

2. «Говорим на родном языке», методическое пособие по обучению родному языку для детей 5-7 лет/ сост.: З.М.Зарипова , Л.Н.вазиева, Р.С.Зуфарова и др. – Казань: ФОЛИАНТ, 2012

3. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. – РИЦ, 2012.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687