Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Современные технологии обучения

Детское экспериментирование – инновация в экологическом образовании дошкольников

Камардина Татьяна Геннадьевна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №252 комбинированного вида»
Кировского района г. Казани

На современном этапе развития нашего общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем образования.

Необходимость экологического образования людей осознаётся сегодня не только специалистами, но и значительной частью рядового населения. Приходит понимание и того, что начальные основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не исчезнет ни с какими обстоятельствами. От природы ребёнок пытлив и любознателен, и научив его элементарным экологическим знаниям, навыкам, умениям мы вырастим в будущем экологически образованного человека.

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий элементарно-поисковую деятельность рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В своё время за использование исследовательского метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и другие.

Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко.

Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и – что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику экологического образования дошкольников.

Широко известно философское изречение: практика – критерий истины. Кроме того, как установлено в психолого-педагогических исследованиях, ребенок дошкольного возраста успешно развивается только лишь в процессе активной содержательно насыщенной деятельности, активного взаимодействия с окружающей действительностью. Вместе с тем, с позиций современной психолого-педагогической науки, использование практических методов в системе работы с детьми дошкольного возраста рассматривается как введение в практику работы с детьми элементов развивающего обучения [2, с. 7].

Что же можно отнести к практическим методам экологического образования дошкольников? Несомненно, это игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, труд и элементарная поисковая деятельность.

По определению Т.А. Серебряковой под элементарной поисковой, исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть, - в процессе познания мира [10, с. 52].

Каковы же особенности исследовательской деятельности детей?

1. Она направлена на получение детьми новых знаний о мире природы;

2. Ее использование способствует формированию системы знаний о природе у детей;

3. Развивает познавательную активность;

4. Способствует развитию мыслительных процессов и операций детей;

5. Оказывает влияние на развитие речи детей.

Исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, новой информации о мире природы, но и новых способов познания [10, с. 53].

В экологическом образовании дошкольников под элементарной поисковой деятельностью понимается организация опытнической деятельности детей, элементарного экспериментирования.

В структуре опытнической деятельности выделяют следующие компоненты:

1. Принятие или выдвижение детьми познавательной задачи.

2. Ее анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах.

3. Отбор способов проверки.

4. Проверка предположений.

5. Формулировка выводов. [10, с. 53-54]

Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введённое Н.Н. Поддъяковым понятие «детское экспериментирование» [6, с. 7].

Автор, в качестве основного вида исследовательской, поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту, по настоящему, детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Говоря о специфике детского экспериментирования, как метода ознакомления детей с объектами и явлениями природы, следует отметить, что характерной чертой её является осуществление при определённых условиях непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, экспериментирование с ними и, как следствие, наблюдение скрытых, невидимых явлений. Становится ясной та роль, которая отводится созданию предметно-пространственной среды для детского экспериментирования [4, с. 6]. Разработке данной проблемы посвящены работы таких педагогов, как Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой.

Для интенсивного развития детского экспериментирования и как следствие обогащения представлений детей о тайнах природного окружения, необходимо создать в детском саду условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей, а именно организовать мини-лаборатории, центры науки и центры экспериментирования.

В данных центрах дети имеют возможность самостоятельно проводить простейшие опыты с водой, песком, воздухом, другими объектами неживой природы и в ходе данных опытов знакомиться с их свойствами, явлениями, что не всегда бывает возможным в естественных природных условиях из-за длительности или кратковременности протекания каких-либо явлений [8, с. 36].

Большое значение при руководстве экспериментальной деятельностью дошкольника так же имеет грамотная организация самого эксперимента. Эксперименты бывают случайные, запланированные и поставленные в ответ на вопрос ребёнка. В зависимости от характера проводимых экспериментов различаются и требования к их подготовке и проведению.

Перечисленные выше виды экспериментов проводятся с детьми любой возрастной группы. Начиная со старшего дошкольного возраста можно начинать решать с детьми экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования.

Старшим дошкольникам доступны три типа экспериментальных задач:

- Как доказать, что...(вода не имеет формы и т.п.);

- Сколькими способами можно осуществить это действие...(перенести воду из одной банки в другую, заставит лёд таять и т.п.).

- Предскажите, что получится, если...(таз с холодной водой поставить на солнышко и т.п.).

Решение экспериментальных задач осуществляется в двух вариантах:

1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили [1, с. 21-23].

В дошкольных учреждениях экспериментирование чаще всего организуется в трёх основных формах: специально организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и воспитанника, а также самостоятельная деятельность детей [5, с. 20].

Целесообразно занятия с включением опытнической деятельности проводить по следующей примерной структуре:

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;

2. Уточнение плана исследования;

3. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;

4. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

5. Непосредственное проведение опыта;

6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования [7, с. 12].

Для того чтобы опытническая деятельность была результативной, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:

- четкость формулировки целей и задач опыта;

- предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;

- для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;

- при проведении опытов с живыми объектами, необходимо сделать так, чтобы опытническая деятельность не нанесла вреда, ущерба опытному объекту [9, с. 21].

Целесообразнее всего, опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако, несомненно, к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста через использование в работе с детьми различных поисковых действий [10, с. 54].

Результатом детского экспериментирования, не зависимо от того, в какой форме оно осуществляется, являются новые представления об окружающем мире и его тайнах. Но ребёнок не просто усваивает что-то новое, но и активно привносит в этот процесс собственный опыт.

Именно этот факт способствует более эффективному формированию у ребёнка экологических представлений, а как следствие и повышению уровня экологического образования в целом.


Список литературы:

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 55 с.

2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 79 с.

3. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 256 с.

4. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Методические рекомендации для дошкольных учреждений: - М.: Новая школа, 1993. – 42 с.

5. Паршукова И.Л. Маленькие исследователи: виды и структура исследовательских занятий в детском саду. // Дошкольная педагогика. – 2006, № 1. – С. 19-23.

6. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник, 1997. - № 1. – С. 6.

7. Ребёнок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под. ред. О.В. Дыбиной – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

8. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 192 с.

9. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание, 2006. - № 1. – С. 21, № 4. – С. 10.

10. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – Н. Новгород: НГПУ, 2005. – 136 с.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687