Шамсеева Фарида Фаритовна, заведующая
Ибрагимова Нурсия Назифовна, старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №362 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани
Как известно, специфика дошкольного возраста заключается в полной зависимости ребенка, его интеллектуально – личностного развития от социальной среды. Поэтому перед педагогами возникает проблема: как формировать, и какие меры профилактики нужно принять для поддержания нормального психического состояния дошкольника в изменяющихся условиях социума, а так же как откорректировать психическое состояние ребенка, если проблемы уже возникли. Осуществляя структурно – системный подход, занятия в подобном направлении должны включать в себя работу специалиста с личностью ребенка, формируя психологическую грамотность и умение справляться с личностными трудностями, повышая его социальную приспособляемость. Не стоит так же забывать, что неоценимой в этом плане является не только роль воспитателей, но и родителей ребенка, которые должны включиться в этот процесс как можно раньше.
Все вышеизложенное послужило идеей создания программы, основной целью которой было сохранение психологического здоровья старших дошкольников. Программа реализуется с помощью песочной терапии. С Институтом педагогики и психологии ТГГПУ был подписан договор о сотрудничестве и апробации программы «Песочные наигрыши» (авт. Матвеева М.Г., Ульянова Э.Э.) и с 2009 года МАДОУ №362 является базовой площадкой города Казани по инновационной деятельности.
Решая задачи сотрудничества с родителями, в детском саду были организованы «Дни открытых дверей», встречи со специалистами ДОУ, консультации по интересующим родителей вопросам воспитания и обучения, совместные развлечения и праздники с детьми, анкетирование по вопросам воспитания детей. С воспитателями проводились семинары – практикумы в целях создания системы работы здоровьесбережения для каждой группы, а также знакомства с современными нормами, требованиями, методическими разработками. В рамках сотрудничества с К(П)ФУ и ИРО РТ педагогами были проведены Всероссийская конференция, республиканские семинары-практикумы, где рассматривались вопросы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, был представлен опыт работы коллектива по использованию технологии «Песочный дворик». Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. Данный опыт работы коллектив детского сада решил спроецировать на процесс изучения детьми татарского языка. Так с 2013 года творческий коллектив ДОУ разработал направления работы по использованию воспитателями татарского языка и педагога-психолога технологии «Песочный дворик» в изучении татарского языка в рамках УМК. Опыт работы был представлен на семинарах-практикумах Приволжского района и в рамках республиканского конкурса «Лучший билингвальный детский сад».
Так как у некоторых детей коммуникативные навыки слабо выражены, педагоги ДОУ № 362 направили коррекционно-развивающую работу не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.
Полученные результаты исследования в ДОУ № 362 доказывают, что с помощью коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной технологии, возможно, снизить уровень тревожности у дошкольников:
-у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям;
-они чувствуют себя более успешными;
-на занятиях нет места монотонности и скуке.
Таким образом, цель исследования творческим коллективом ДОУ № 362 достигнута, решены все поставленные задачи.
Опыт работы детского сада может быть рекомендован в использовании педагогами-психологами, учителями-логопедами, воспитателями групп дошкольных образовательных учреждений и распространяться через дистанционные формы образования, реализуемые на основе компьютерных телекоммуникаций, а так же через непосредственное общение с коллегами на семинарах-практикумах