Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Инновационное развитие ДОУ

Семейный детский сад - инновационная практика работы с многодетной семьей

Атланова Наталья Николаевна - заведующий МАДОУ
«Детский сад №340 комбинированного вида» Московского района г. Казани

Одно из главных направлений в области дошкольного образования - обновление содержания воспитания и тесное взаимодействие с семьей.

Семейный детский сад занимает особое место в развитии вариативных форм дошкольного образования и ориентирован на ребенка, воспитывающегося в условиях семьи. Отмечу, что данный проект создан для многодетных родителей и служит поддержкой для семьи. Мама в должности воспитателя входит в штат детского сада, что позволяет ей сохранить свой рабочий стаж и зарплату.

Данный проект стартовал в городе в 2010 году. За этот период была подготовлена нормативно-правовая база, был накоплен опыт функционирования семейных групп, коллеги не раз делились опытом работы на конференциях и семинарах. На сегодняшний день мы руководствуемся нормативно-правовыми документами федерального значения.

В сентябре 2013 года на базе нашего учреждения было открыто структурное подразделение «Семейная группа детского сада».

С первых дней функционирования семейной группы было налажено тесное сотрудничество с мамой-воспитателем и другими членами семьи. Роль руководителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы это взаимосвязь была продуктивной и содержательной. В этом участвуют старший воспитатель и специалисты детского сада, задачами которых было познакомить воспитателя семейного детского сада с образовательной программой учреждения, научить способам и формам взаимодействия с детьми. Первоначально маме-воспитателю оказывалась консультативная помощь по планированию воспитательно-образовательного процесса. Совместно составлялся план непосредственно-образовательной деятельности, разработали режим дня, оптимальный для такой разновозрастной группы, ознакомили с двигательным режимом, методами закаливания, рекомендовали психолого-педагогическую литературу для самообразования. Регулярно посещая группу на дому, обращали внимание на решение таких вопросов, как соблюдение режимных моментов в семье, условия, созданные для разных видов деятельности детей.

Отмечу, что сложнее к новым условиям привыкала мама, чем дети. Особая трудность возникла в подготовке и проведения занятий, поэтому в помощь разработали конспекты с учетом возраста ее детей. За два года можно отметить преимущество совместного воспитания детей разного возраста: младшие дети обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим, а старшие дети становятся мягче и терпимее к малышам.

Для успешной социализации детей семейного детского сада рекомендовали маме-воспитателю гулять на территории детского сада вместе с детьми. Уже во время первых прогулок отметили, что дети легко идут на контакт, как со сверстниками, так и со взрослыми. А мама в свою очередь наблюдала за работой опытных педагогов.

В 2014 году старший ребенок пошел в школу, в семье осталось двое дошкольников, поэтому в группу семейного детского сада поступил ребенок из другой многодетной семьи. Данный факт дал почувствовать персональную ответственность воспитателя за процесс воспитания и обучения уже не только своих детей, но и ребенка из другой семьи. Это мотивировало маму на прохождение профессиональной переподготовки по курсу «Дошкольная педагогика».

Считаю, что мы выполняем главную задачу учреждения – оказание помощи семье в успешной адаптации к особенностям нового для родителя и детей педагогического пространства. Нам удалось выстроить грамотную, удобную систему работы с мамой - воспитателем. Педагогический коллектив создал для семьи доступную и полезную образовательную среду, родители с детьми участвуют в совместных видах деятельности.

В организации семейного детского сада есть свои плюсы и минусы. Безусловно, плюс в том, что мама получила возможность воспитывать и развивать детей в семейной обстановке и за ними ухаживает самый лучший и заботливый воспитатель. Маме-воспитателю легче найти индивидуальный подход к каждому ребенку, она может получить профессиональную помощь от педагогического коллектива детского сада. Дети помогают друг другу не только в освоении образовательной программы, но и в жизни.

Трудности, с которыми столкнулись мы, заключались в разработке образовательной программы для разновозрастных групп. Воспитатель семейной группы не всегда имеет возможность посещения педагогических советов и консультаций. На сегодняшний момент большим подспорьем служит электронная почта и сайт детского сада. Благодаря этому информационному ресурсу семья получает необходимую информацию о жизни детского сада, а так же облегчает маме-воспитателю сдачу необходимой документации и отчетов. Работа в онлайн режиме позволяет действовать более слаженно и своевременно.

К концу учебного года мама-воспитатель сделала вывод: дети стали более дружелюбными, коммуникабельными, научились заниматься в соответствии с новым для них режимом дня, получили навыки на занятиях, стали оказывать помощь маме. Сама же мама стала увереннее чувствовать себя в воспитании и обучении детей благодаря совместной работе всех специалистов детского сада.

У мамы-воспитателя родился еще один мальчик, который зачислен в детский сад на основании нормативных документов в возрасте 2-х месяцев. Не каждый детский сад мог взять такого малыша, семейный детский сад – да! Считаю, что в этом заключается инновационное направление в работе с семьей.



Используемая литература:

1. Сапенко М.М., Волкова Т.В. Семейный детский сад: алгоритм, создание и особенности работы», М.: Мозаика-Синтез, 2012.-54с.

2. Справочник «Старшего воспитателя», М.: 2010, №3-С.24-31



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687