Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Управление дошкольным образованием

Успешная адаптация ребенка с ОВЗ к условиям детского сада

Хайруллина Гульназ Раисовна – воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 63 комбинированного вида» Вахитовского района г. Казани

«Когда творим мы чудеса,
Порою не осознавая,
Мы вносим в детские сердца
Крупинку радости и смеха, и тепла.
Мы учим видеть и ценить
То, что другие часто и не замечают.
Природу, мир вокруг себя любить,
Традиций предков наших не забыть.
Мы вносим в мир прекрасные слова
Тогда, когда творим мы чудеса...»

Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особыми потребностями. Инклюзивное обучение дошкольников является для меня одним из основных направлений педагогической деятельности, так как я работаю в инклюзивной группе. В группе 22 ребенка из которых, один ребенок с синдромом Дауна, четыре ребенка с задержкой психического развития и один ребенок с ДЦП.

За 5 лет работы данной группы стало очевидно, что в услугах по развивающему обучению, направленному на сенсорное развитие детей, заинтересованы родители не только проблемных, но и обычных детей. Совместное воспитание детей с особенностями развития и возрастной нормы оказывает одинаково благотворное влияние и на тех и на других. В связи с этим приоритетной в моей работе стала тема: «Внедрение инновационных технологий сенсомоторного развития детей в практику работы инклюзивной группы».

Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.

В моей группе инклюзивное обучение построено с учетом требований федеральных государственных стандартов, и особое внимание уделяем сенсомоторному развитию в продуктивных видах детской деятельности.

Наш детский сад является городской экспериментальной инновационной площадкой по проблеме «Комплексное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии», поэтому основной целью моего опыта является: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников посредством внедрения в практику работы технологий сенсомоторного развития детей.

Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. В своей группе осуществляю данную работу через такие формы как: игротерапия и художественное творчество

Большое внимание уделяю созданию развивающей предметно-пространственной среде группы, так, чтобы она сама уже выполняла воспитательно-образовательную и коррекционно-развивающую функцию.

В группе оформлены такие центры развития:

- ИЗОдеятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина, штамповки и другое),

- сенсомоторного развития, где сосредоточены разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.

В сенсорном уголке много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество природного материала. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

Применение гороху мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Используем мягкие авторские игрушки наполненные крупой. Дети очень любят играть в игры и игрушки, сделанные своими руками.

Не менее интересные и полезные для развития пальцев рук – это занятия с использованием бумаги. Мы ее мнем, рвем, разглаживаем, режем – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто мы привлекаем родителей к этому виду деятельности, организуя конкурсы рисунков, выставки семейных работ

Овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребенка умелой.

Существует много нестандартных техник, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов позволяет увеличить темп и преодолеть многие отклонения в сенсорном развитии детей.

Работая с ребенком, сотрудничаем с их родителями: используя любую возможность общения для установления доверительных отношений.

Родители нашей группы выступают как равные партнеры в образовательном процессе. Совместно с детьми создают специальные пособия для игр и упражнений с ребенком дома. Активно наблюдают за жизнью группы на интернет - страничке, где они могут ознакомиться не только с новостями, но и прочитать памятки и рекомендации по организации работы по сенсомоторному развитию в домашних условиях.

Родители часто бывают не готовы к принятию у ребенка проблем в развитии. Поэтому проводим целенаправленные консультации, беседы с родителями воспитанников и поясняем преимущества их совместного обучения и воспитания. Разъясняем родителям, что общение, которое происходит между детьми идет на пользу и тем и другим. Дети - инвалиды получают бесценное развитие и общение, а обычные дети с детства понимают, что не все одинаковые и есть дети более слабые, к которым нужен другой подход.

Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, мастер-классы, коллективные игры, фотовыставки.

Одним из важных средств поощрения и развития детей, является выставка детских работ. Такая совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально - комфортное состояние, дает возможность родителям следить за успехами своих детей

Для наших детей очень важна демонстрация достижений. С целью поддержания состояния успеха, систематически организуем детско-родительские конкурсы, такие как: «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка», «Территория детства, «Я живу в Казани» и «Наши друзья Песи и Акбай», «Волшебный мир татарских сказок» и др. Не смотря на проблемы в развитии, наши дети охотно принимают участие в конкурсах детского творчества разного уровня.

Все дети, включенные в образовательный процесс, показывают положительную динамику в сенсомоторном развитии.

В развитии социальных навыков, дети с интеллектуальными нарушениями адаптированы, и приняты детской группой. Они с желанием посещают детский сад, получают помощь и поддержку от сверстников

В заключение хочется отметить, что использование нестандартных техник сенсомоторного развития позволяет детям «играя» заниматься любимым делом. А как следствие этого, у ребенка появляется не только интерес к этому виду деятельности, но и развивается личность, происходит развитие умений и сенсомоторных качеств на более высоком уровне.

Успешная адаптация ребенка с отклонениями к условиям детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития.

Я считаю, что необходимо продолжить работу в данном направлении: осваивать с детьми другие техники способствующие их сенсомоторному развитию, разрабатывать игры, в процессе которых развиваются психические функции: анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия. А также планируем расширить интерактивные формы взаимодействия с родителями, что обеспечит расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687