Безделева Марина Юрьевна - заведующая МБДОУ «Детский сад №63 комбинированного вида»
Вахитовского района г. Казани
Время постоянно вносит свои коррективы в нашу жизнь, а, следовательно, мы постоянно должны учитывать существующие реалии настоящего. Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья становится важной задачей дошкольного образования.
Работа нашего учреждения «с установкой на инклюзию» - началась с сентября 2011 года, когда была организована группа комбинированной направленности.
Порядка 68% родителей группы комбинированного вида, отметили достаточно высокий уровень толерантности и готовность к тому, что рядом с их детьми будут воспитываться «особые». 6% родителей перевели своих детей в другой детский сад.
Важно отметить, что главные участники инклюзивного обучения – воспитанники, - практически не заметили того, что в группе появились дети, отличающиеся от них как по внешнему виду, так и по поведению. Видимо, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями в общую группу, тем успешнее нам удаётся изменять привычный стереотип о неполноценности инвалидов в нашем обществе.
В комбинированной (инклюзивной) группе, примерно 20-25 процентов детей с отклонениями, остальные – нормативно развивающиеся дети. Мы считаем такую пропорцию правильной. Если ребенок с нарушениями попадает в группу один, поневоле образуется такая структура, что все дети – обычные, этот – особый, и дети быстро это выделяют.
Учитывая, с какими непростыми детьми приходится иметь дело педагогам, предо мной, как руководителем стоит задача в обеспечении соответствующей профессиональной подготовки педагогов. Ведь воспитатель, в чью группу поступает ребенок-инвалид, должен быть готов к этому.
Все педагоги коррекционных групп детского сада прошли профессиональную и курсовую переподготовку по направлению «коррекционное воспитание и обучение» на базе Казанского педагогического колледжа и Казанского государственного университета.
Для развития творческой активности педагогов ежегодно участвуем в международных конференциях по вопросам инклюзивного образования. Проводим проблемные и творческие семинары; организуем творческие группы; мастер-классы; круглые столы на базе детского сада. Принимаем участие в районных, городских, республиканских, федеральных конкурсах, таких как республиканский конкурс «Инновационные технологии в дошкольном образовании», конкурс авторских дополнительных программ мастер-классов «Педагог-мастер». Высокие достижения педагогов являются результатом планомерной работы с детьми с отклонениями в развитии.
Итогом этой деятельности стали 8 авторских программ и методических пособий, основная цель которых, - обучаем, играя. В рамках городской инновационной площадки по теме «Моделирование образовательного пространства ДОУ как средства сенсомоторного развития детей» педагогическим коллективом создана комплексная целевая программа сенсомоторного развития детей. Исследовательская и опытно-экспериментальная работа проводится в тесном контакте с кафедрой специальной психологии Казанского государственного университета.
Программа предшкольной подготовки на занятиях по изодеятельности распространена в детских садах г. Казани и Республики Татарстан. Положительный опыт работы педагогов распространяется в печатных изданиях международного, федерального и республиканского уровня.
Занимаясь инновационной деятельностью в рамках инклюзии, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагоги детского сада и сами растут, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста".
Наш педагогический коллектив рассматривает преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования. Это обеспечивает эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования.
Деятельность детского сада направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение преемственности дошкольных и общеобразовательных организаций в реализации инклюзивного подхода.
На протяжении многих лет в тесном сотрудничестве работаем с Казанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школой №76 VIII вида Вахитовского района. Ежегодно разрабатываем и утверждаем с руководством и учителями школы план работы по обеспечению преемственности в условиях ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования.
К примеру, совместно с педагогами школы продолжаем реализовать программу комплексного сенсомоторного развития детей «Солнечные лучики», проект «Мягкая сенсорика». В рамках преемственности организуем совместные тематические конкурсы-выставки, мастер-классы, театрализованные постановки, праздники: «День семьи», «День здоровья» и другие.
Наши дети поступают и в обычные школы. На протяжении почти пятнадцати лет татарская гимназия №1 Вахитовского района, принимает наших выпускников с диагнозом ЗПР. В гимназии созданы условия для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Выпускник детского сада с диагнозом ДЦП сейчас успешно обучается уже в 4 классе. Наши дети участвуют во всех школьных мероприятиях.
Опыт нашего учреждения показывает, что реализация инклюзивного образования — процесс достаточно сложный, требующий научного, методического, финансового обеспечения. Считаю, что педагоги детских садов и учителя школ будут готовы принять "особого" ребенка, если будет организована помощь ассистентов - тьюторов, педагогов-специалистов, а также родителей этих детей.
В свою очередь, мы всегда готовы поделиться опытом работы по вопросу организации инклюзивного образования в рамках городских методических мероприятий, и будем рады сотрудничеству по данному вопросу.
Мы считаем, что успеха можно достичь, только тогда, когда каждый педагог научится принимать ребенка таким, каков он есть, создавать условия для обучения и воспитания всех детей с верой в их возможности и в действительности приспосабливать образование к ребёнку, а не наоборот. А ведь главное для него — научиться жить в этом мире, ориентироваться и принимать решения.