Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Управление дошкольным образованием

Совершенствование качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования через повышение профессионального мастерства педагогов

Василова Равза Рафаиловна, методист по дошкольному образованию
УМС ИМО Управления образования г. Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам

На современном этапе развития образования методическая работа является одним из основных видов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций. В связи с предъявляемым сегодня к системе образования целым спектром новых требований, главными из которых выступают инновационность, введение новых образовательных технологий и методов обучения и развития, педагогам необходимо оказывать опережающую методическую помощь, оперативно реагируя на изменения в образовательной системе. Это требует внесения изменений в подходах к организации методической работы на районном (муниципальном) уровне, использования современных средств и форм повышения профессионализма педагогов, в первую очередь, ориентируясь на потенциал и активность педагога, его творческие возможности, способности к саморазвитию и самообразованию.

Важными составляющими методической работы с педагогическими кадрами дошкольных учреждений являются повышение квалификации, переподготовка специалистов, способных работать в соответствии с современными требованиями, выбор инновационных направлений, мотивация педагогов к использованию новшеств, поиск ценного педагогического опыта, нового облика воспитателя детского сада, отвечающего запросам времени.

Основными направлениями, поставленными сегодня перед методической службой района и дошкольными организациями, являются аналитическое, информационное, организационно-методическое и консультационное направление.

С целью повышения качества образования в условиях введения новых образовательных стандартов в соответствии с задачами, поставленными на учебный год, деятельность районных методических объединений направлена на поддержку обновления содержания и внедрения новых технологий образования.

Не отказываясь от традиционных форм организации методической работы, руководители РМО применяют их в обновленном, измененном, усовершенствованном видах, включающих в себя активные методы обучения. Это семинары, мастер-классы, стендовые до­клады, дискуссии, автор­ские выставки, педагогические гостиные, позволяющие обсудить проблемы и находки, узнать что-то новое, продемонстрировать свои методические приемы, профессиональную компетентность.

Такие практико ориентированные формы методической работы по разным проблемам и содержанию обеспечивают личностно-ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогают им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо меро­приятия, подготовить наглядный и информационный материалы, подобрать литературу, творчески проявить себя в деле. Педагоги учатся выделять новое в работе, анализировать имеющийся опыт, условия, осознанно подходить к выбору своей методической темы.

В рамках работы МО педагоги обеспечиваются необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы образования города, республики, России, о парциальных программах и педагогических технологиях.

Адресная помощь педагогам осуществляется через индивидуальные собеседования, способствующие не только закреплению знаний, пониманию необходимости постоянно их усовершенствовать, но и развитию аналитических способностей, проявлению устойчивого интереса к профессии, опыту других коллег.

Проектирование тематики заседаний РМО исходит из запросов педагогов, а так же на основании выявленных в ходе анкетирования затруднений.

Основные задачи работы методических объединений:

· обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов практических занятий;

· повышение профессиональной квалификации педагогов;

· выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих воспитателей;

· внедрение в образовательный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов, систем информационного обеспечения занятий;

· профессиональное становление молодых воспитателей и специалистов

Наиболее эффективно в прошлом учебном году работали РМО:

- воспитателей по обучению татарскому языку (7 заседаний). В последние три года работа данного объединения была направлена на реализацию цели «Совершенствование качества обучения двум государственным языкам в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через повышение профессионального мастерства»;

- старших воспитателей ДОУ (5 заседаний);

- музыкальных руководителей (5 заседаний);

- учителей-логопедов (5 заседаний);

- педагогов – психологов (5 заседаний).

Анализ работы дошкольных учреждений и посещений методических мероприятий района выявили проблему оценивания образовательной деятельности (занятий), её полного анализа, самоанализа педагогами детского сада. Для руководителей РМО и молодых старших воспитателей ДОУ в целях поддержки молодых педагогов были разработаны критерии анализа занятий.

Результатом деятельности творческой группы воспитателей по обучению татарскому языку (руководители Хайретдинова Г.Н. (ДОУ №383 Приволжского района) и Ахмитшина М.Ф. (ДОУ №212 Вахитовского района) явились методические рекомендации по обучению детей татар, посещающих русскоязычные группы, родному языку в режимных моментах.

Методические объединения используют следующие формы научно-методической работы:

- Заседания методических объединений, семинары - на них обсуждаются вопросы разработки и совершенствования структуры и содержания рабочих программ и тематических планов, методики проведения занятий, вопросы повышения эффективности и качества всех видов занятий, повышения квалификации, рассматриваются новые методические пособия, вопросы аттестации.

- Открытые педагогические мероприятия с детьми, мастер-классы- основными задачами которых является обобщение опыта работы педагога-мастера по определённой проблеме, передаче мастером своего опыта, оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования. Практика проведения мастер-классов показала, что они позволяют проявить и оценить эрудицию педагога, его импровизационные возможности, исполнительское мастерство. Наибольший интерес у педагогов вызвали мастер-классы участников и победителей профессионального конкурса «Лучший воспитатель ДОУ – 2015»:

- Москалу К.А., воспитатель МАДОУ №131, «Флорадизайн в детском саду»;

- Хайруллина Г.Р., воспитатель МБДОУ №63, «Технологии сенсомоторного развития детей в условиях инклюзивной группы»;

- Венакова Р.А., педагог-психолог МБДОУ №5, «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников»;

- Валеева Л.Н., музыкальный руководитель МАДОУ №32, «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»;

- Ранковская И.А., воспитатель МАДОУ №363, «Здоровый педагог-здоровый ребенок» и др.

Участие педагогов в профессиональных и творческих конкурсах.

Педагоги принимают активное участие в конкурсах различного уровня и побеждают в них. Все это подтверждает высокий профессиональный уровень педагогов, их активную творческую позицию.

Название конкурса

Участники

Результат

IV Городской конкурс инновационных программ, проектов и методических разработок

ДОУ №357

Педагоги ДОУ №357

ДОУ №5, ДОУ №71, ДОУ №131

Диплом II степени (Кухтина Н.В., педагог-психолог)

Сертификат о включении в городской реестр инновационных программ, проектов, разработок

Городской этап республиканского конкурса «Лучший воспитатель ДОУ–2015»

Москалу К.А., воспитатель ДОУ №131

Хайруллина Г.Р., воспитатель ДОУ №63

I место

III место

Республиканский конкурс «Лучший воспитатель ДОУ–2015»

Москалу К.А., воспитатель ДОУ №131

III место

Республиканский конкурс «Лучший билингвальный

детский сад РТ»

2013 г. – ДОУ №396

2014 г. – ДОУ №63, №383

2015 г. – ДОУ №102, №358

2013 год – ДОУ №212

2014 год – ДОУ №362

2015 год – 2 педагога ДОУ №66

Обладатели гранта

Номинация «Лучший воспитатель по обучению татарскому языку»

Республиканский конкурс авторских дополнительных программ мастер-классов «Педагог-мастер»

Педагоги ДОУ №63

Дипломы I степени и лауреатов


Творческие отчеты педагогов - одна из вариативных форм в процессе аттестации педагогических работников. Творческий отчет позволяет раскрыть актуальность проблемы профессиональной деятельности педагога, показать новизну, оригинальность и практикоориентированность педагогического опыта, его системность и эффективность.

Публикации - опыт работы педагогов района представлен публикациями в предметных журналах, в сборниках материалов по итогам научно-практических конференций, в электронном журнале «KAZANOBR.RU» и т.д. Авторы поднимают в своих публикациях проблемы воспитания, развития дошкольников, в том числе обучения 2-м государственным языкам РТ, делятся с коллегами опытом их решения, своими достижениями:

· «Яңа стандартлар нигезендә балалар бакчасында татарча сөйләшергә өйрәтү» (журнал «Мәгариф», 2015 год) - Ахмитшина М.Ф. (ДОУ №212),

· Статьи в электронном журнале «KAZANOBR.RU», 2014 г.– Бесчастнова И.А. (ДОУ №5), Грачева Г.Н. (ДОУ №49),

· Статьи в журнале «Сабыйга» (2013, 2014 гг.)

· Статьи в газете «Казанские ведомости» (2014, 2015 гг) и др.

В результате реализации указанных форм деятельности районные методические объединения способствуют формированию и развитию необходимых профессиональных компетентностей современного педагога:

· диагностических;

· проектировочных;

· целеполагания;

· организационно-деятельностных

· коммуникативных;

· контрольно-оценочных;

· аналитических;

· прогностических.

Методическое объединение прививает вкус к инновационной, исследовательской, экспериментальной и научной деятельности, углубляет обобщенные знания в сфере общей и возрастной педагогики, дидактики, психологии, культурологии, методологии.

В последние годы работа всех методических объединений имеет системный, целенаправленный и проблемно-ориентированный характер. Особое внимание уделяется использованию современных эффективных технологий, активных форм и методов работы с кадрами с целью повышения мотивации педагогов. 40% руководителей РМО прошли обучение по совместному проекту МОиН РТ и сингапурской компании «Преобразование обучения для XXI века» и начали вводить элементы сингапурской методики обучения на заседаниях методических объединений. На тренингах педагогов учат мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными. Практика показывает, что применение сингапурских обучающих структур даёт положительные результаты:

-педагоги проявляют больше самостоятельности;

-начинают свободнее общаться, высказывать свою точку зрения;

-уходят от стандартного мышления, осознано воспринимают информацию.

Групповая деятельность создает благоприятные условия для возможности научиться сотрудничеству. Взаимодействие, взаимопомощь, коллективный способ освоения новых программ и технологий подтверждают эффективность повышения профессионального мастерства и инновационного потенциала педагогов, их самосовершенствование, раскрывают творческие способности, развивают профессионализм.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687