Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Управление дошкольным образованием

Современные педагогические техники как ресурс создания профессиональных команд, творческих рабочих групп педагогов в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Иванова Юлия Геннадьевна, методист по дошкольному образованию
УМС ИМО Управления образования
по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам г. Казани

Фундаментальные изменения в обществе вполне закономерно требуют не только иного образования, но и нового типа педагога - не носителя готовой информации, а педагога-профессионала, способного работать в новых условиях. Мы совершенно справедливо говорим о том, что сегодня педагогу необходимо не только обладать высоким уровнем общей профессиональной культуры, но и участвовать в инновационной деятельности, нетрадиционно подходить к рассмотрению различных ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой, а если требует ситуация - и на инновационной основе. И, естественно, ждем от педагога такого проявления инновационной культуры. Сегодня педагоги дошкольных образовательных организаций зачастую испытывают трудности в организации своей профессиональной деятельности. Координатором ведущих направлений деятельности педагогов в образовательных учреждениях является муниципальная методическая служба.

Особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики в условиях внедрения ФГОС. Для этого нужна специально организованная деятельность методической службы, новое содержание повышения профессиональной компетенции педагогических кадров, и новые педагогические техники.

Здесь, подчас, складывается парадоксальная ситуация. В условиях, когда требования к педагогу повышаются, необходимо, чтобы он шел в ногу со временем, активно внедрял преобразования в образовательную практику, используем при этом в работе с педагогическим кадрами те же формы, что и 10, 20, 30 лет назад.

Другими стали не только дети, но и педагоги – они уже не те, что 10 лет назад, у них тоже иное мировоззрение, иной уровень самосознания и ответственности, они тоже живут на других «скоростях». Назрела необходимость дополнить традиционные формы групповой работы с кадрами более эффективными техниками.

С 2013 года в нашей республике реализуется проект «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан», разработанный Министерством образования и науки совместно с сингапурской компанией «Educare International Consultancy». Сингапурское видение основывается на исследованиях Л.С.Выготского, теории деятельности А.Н.Леонтьева, коллективистского воспитания А.Макаренко, гуманистической педагогике В.А.Сухомлинского и опыта педагогов-новаторов 60−80-х гг. XX века.

Не останавливаясь подробно на его содержании, отмечу, что в рамках реализации проекта предполагается обучить всех татарстанских учителей различным образовательным техникам, используя которые они смогут сформировать у своих учеников навыки критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения возникающих проблем, а также навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Методисты ИМО всех районов республики прошли соответствующее обучение по данной программе и получили сертификат тренера.

Уже в ходе обучения, мы с коллегами сделали для себя открытие, что, несмотря на то, что данный проект нацелен в первую очередь на школы и взаимодействие учителя с учеником или ученика с учеником, большинство предлагаемых техник может быть использовано в методической работе с педагогическими кадрами. И это позволит нам решить два проблемы: сделать более эффективными наши традиционные мероприятия, а также вооружить интересными методиками работы с педкадрами руководителей, старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые, как показывают наши опросы, очень в этом нуждаются. Образовательные структуры (такая формулировка предложена сингапурской компанией Educare Cooperative Limited), отработанные и систематизированные сингапурскими педагогами, дают возможность для реализации эффективных методов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Предложенные парные, групповые формы работы имеют не только внешне привлекательной форму, которая, несомненно, понравится педагогу, но и создают благоприятные условия для включения всех педагогов в активную работу на семинаре. При организации работы в парах и группах каждый участник мыслит, выражает своё мнение. Быть пассивным слушателем не получится - в работу включаются все, и у каждого есть возможность, а иногда и необходимость высказаться и быть услышанным.

В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение в процессе педагогической дискуссии, учебного диалога. Одним из главных условий качественной работы группы является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог. Ряд предлагаемых техник как раз и направлен на формирование культуры общения, в том числе умение рационально использовать отведенное время.

Всё это обеспечивает более глубокое понимание материала, высокую познавательную активность и творческую самостоятельность участников.

Поэтому в 2013-2015 году девять старших воспитателей дошкольных учреждений Авиастроительного и Ново-Савиновского районов приняли участие в двухдневных тренингах, проходивших на базе школ.

Надо сказать, что эти девять человек были выбраны не случайно, они входят в состав большой творческой группы объединённого района, одной из задач которой является трансляция инновационного опыта и лучших образовательных практик.

На сегодняшний день, при проведении различных педагогических мероприятий мы используем девять структур. Это Микс-пеа-шеа, Коннект-экстенд-челлендж, Клок-баддис, Инсайт-аутсайд-сёкл, Модель Фрейер, Билетик на выход, 3-2-1, Фо бокс синектикс, РАФТ. Данные структуры эффективно использовать при изучении нормативных документов. Например, Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования и другие.

Всегда проблемным вопросом для организаторов семинара остается обратная связь. Чаще всего в конце мероприятия мы просим заполнить анкеты с вопросами - понравилось, не понравилось. Здесь нам может пригодиться упражнение «3-2-1». Проанализировав эти ответы, вы будете иметь полную картину – что удалось, что вызвало неоднозначную оценку или просто не было раскрыто в ходе мероприятия. С ответов на вопросы можно начать следующий семинар, если он состоит из нескольких встреч.

Старшие воспитатели, использующие периодически эти техники в ходе постоянно действующих семинаров по изучению ФГОС (а они проходят в каждом из дошкольных учреждений Авиастроительного и Ново-Савиновского районов) отмечают, что таким образом удаётся не только поддерживать интерес педагогов к семинару, но и значительно повысить его эффективность, а также провести более глубокую и качественную рефлексию. Тот же эффект отмечается и в ходе республиканских семинаров, которые проходили на базе районных дошкольных учреждений.

Считаю, что данные педагогические техники отвечают современным образовательным условиям и помогут сделать работу методических служб более эффективной.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687