Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Управление дошкольным образованием

Реализация модели непрерывного образования в условиях преемственности ФГОС дошкольного и начального общего образования

Лонщакова Ольга Павловна - директор МАОУ «Прогимназия №29» Советского района г. Казани
Романова Наталья Геннадьевна - методист по дошкольному образованию
УМС ИМО г. Казани по Советскому району

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»
Л.С.Выготский

Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования всегда были актуальны для нашего общества, педагогов и родителей. С введением в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования вопрос преемственности между стандартами дошкольного и начального общего образования обусловливает взглянуть более глубже на эту проблему.

В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» ключевым приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте, формировать умение учиться, обучаться в течение всей жизни в школе и после школы.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. В детском саду на этапе дошкольного возраста осуществляется личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формируются предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий.

Наше образовательное учреждение функционирует с 2004 года в качестве прогимназии. С 2009 года по сегодняшний день мы сотрудничаем с Институтом развития образования Республики Татарстан по теме «Методическая работа в условиях преемственности образования». Научный руководитель является : Попова А.А., к.п.н., ведущий научный сотрудник ИРО РТ.

Вопросы преемственности особенно актуальны для работы в нашем учреждении, где пребывают дети и дошкольного и младшего школьного возраста. В учреждении функционирует 5 дошкольных групп 5 классов-комплектов.

Работают высококвалифицированные педагоги. В работе двух ступеней образования дошкольного и начального общего образования прослеживается преемственность принципов, форм методов и содержания.

Работа педагогов строится в соответствии с моделью непрерывного образования «Детский сад – начальная школа», в основу которой легли связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы.

Цели непрерывного образования различны, но перекликаются между собой. К примеру, такие как воспитание нравственности, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, и поддержка индивидуальности ребенка.

Важны психолого-педагогические условия. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними.

Возрастные портреты показывают достижение ребенка на каждой возрастной ступени – к чему педагогам необходимо стремиться.

Едины и принципы преемственности. Это принцип развития, вариативности, целостности образа мира.

Методы, образовательные технологии, формы различны, но всегда учитывается ведущий вид деятельности ребенка: в дошкольном возрасте это игровая деятельность , в 1 классе школьном возрасте – учебно-игровая деятельность, в последующем учебная.

Преемственность результатов в дошкольном и начальном образовании мы видим в переходе от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям.

Целевые ориентиры ДО

УУД НОО

-инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры;

- уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства;

- способен к фантазии, воображению, творчества;

- любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям;

- способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Личностные универсальные учебные действия

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуя в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликта;

- хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- способен к воплощению различных замыслов;

- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- контролирует свои движения и управляет ими;

- способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело;

- следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены

Регулятивные универсальные учебные действия

- Склонен наблюдать, экспериментировать;

- Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире;

- Знаком с книжной культурой и детской литературой;

- Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории;

- Имеет предпосылки грамотности.

познавательные универсальные учебные действия


Образовательный процесс в прогимназии строится в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования и основной образовательной программой дошкольного образовании.

В период с 2006 по 2009 год наше учреждение сотрудничало с прогимназией № 117 г. Н.Новгорода. Под руководством директора Маханевой Майи Давыдовны, к.п.н. которая являлась нашим научным руководителем. Коллектив работал по проблеме «Социально - эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности между детским садом и начальной школой» используя программу «Я-ты-мы». Изучив опыт Нижнего Новгорода была создана и апробирована модель организационно-методической основы деятельности МАОУ «Прогимназия № 29» по проблеме преемственности между детским садом и начальной школой, по которой мы и продолжаем работать.

Начальная школа прогимназии функционирует в режиме «Школы полного дня». Обучение в начальной школе ведется попредметно, то есть каждый предмет ведет отдельный учитель. За каждым классом закреплен классный руководитель, который решает все вопросы. Помогает готовить с детьми домашнее задание, выступает посредником между родителями и учителями. Начиная со средней группы детского сада ведется обучение английскому языку, в 1 классе продолжается в рамках спецкурса, а со 2 класса как обязательный предмет

Педагогом - психологом были разработаны карты индивидуального маршрута детей с 2 до 11 лет. Данные карты передаются в школу.

Параллельно основной программе воспитанники и обучающиеся имеют возможность получать дополнительные платные образование услуги по выбору родителей. Программы дополнительного образования разработаны с учетом преемственности содержания, форм и методов работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В прогимназии созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей.

Модель выпускника прогимназии представляет динамическую систему, которая постоянно меняется, совершенствуется, наполняется новым богатым содержанием. Коллектив прогимназии находится в постоянном поиске путей повышения качества образования.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» Сухомлинский В.А.



  • Сертификаты:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687