Лонщакова Ольга Павловна - директор МАОУ «Прогимназия №29» Советского района г. Казани
Романова Наталья Геннадьевна - методист по дошкольному образованию
УМС ИМО г. Казани по Советскому району
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»
Л.С.Выготский
Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования всегда были актуальны для нашего общества, педагогов и родителей. С введением в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования вопрос преемственности между стандартами дошкольного и начального общего образования обусловливает взглянуть более глубже на эту проблему.
В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» ключевым приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте, формировать умение учиться, обучаться в течение всей жизни в школе и после школы.
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. В детском саду на этапе дошкольного возраста осуществляется личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формируются предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий.
Наше образовательное учреждение функционирует с 2004 года в качестве прогимназии. С 2009 года по сегодняшний день мы сотрудничаем с Институтом развития образования Республики Татарстан по теме «Методическая работа в условиях преемственности образования». Научный руководитель является : Попова А.А., к.п.н., ведущий научный сотрудник ИРО РТ.
Вопросы преемственности особенно актуальны для работы в нашем учреждении, где пребывают дети и дошкольного и младшего школьного возраста. В учреждении функционирует 5 дошкольных групп 5 классов-комплектов.
Работают высококвалифицированные педагоги. В работе двух ступеней образования дошкольного и начального общего образования прослеживается преемственность принципов, форм методов и содержания.
Работа педагогов строится в соответствии с моделью непрерывного образования «Детский сад – начальная школа», в основу которой легли связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы.
Цели непрерывного образования различны, но перекликаются между собой. К примеру, такие как воспитание нравственности, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, и поддержка индивидуальности ребенка.
Важны психолого-педагогические условия. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними.
Возрастные портреты показывают достижение ребенка на каждой возрастной ступени – к чему педагогам необходимо стремиться.
Едины и принципы преемственности. Это принцип развития, вариативности, целостности образа мира.
Методы, образовательные технологии, формы различны, но всегда учитывается ведущий вид деятельности ребенка: в дошкольном возрасте это игровая деятельность , в 1 классе школьном возрасте – учебно-игровая деятельность, в последующем учебная.
Преемственность результатов в дошкольном и начальном образовании мы видим в переходе от целевых ориентиров к универсальным учебным действиям.
Целевые ориентиры ДО | УУД НОО |
-инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры; - уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства; - способен к фантазии, воображению, творчества; - любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям; - способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности. | Личностные универсальные учебные действия |
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуя в совместных играх; - способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликта; - хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания. | Коммуникативные универсальные учебные действия |
- способен к воплощению различных замыслов; - умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - контролирует свои движения и управляет ими; - способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело; - следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены | Регулятивные универсальные учебные действия |
- Склонен наблюдать, экспериментировать; - Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире; - Знаком с книжной культурой и детской литературой; - Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; - Имеет предпосылки грамотности. | познавательные универсальные учебные действия |
Образовательный процесс в прогимназии строится в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования и основной образовательной программой дошкольного образовании.
В период с 2006 по 2009 год наше учреждение сотрудничало с прогимназией № 117 г. Н.Новгорода. Под руководством директора Маханевой Майи Давыдовны, к.п.н. которая являлась нашим научным руководителем. Коллектив работал по проблеме «Социально - эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности между детским садом и начальной школой» используя программу «Я-ты-мы». Изучив опыт Нижнего Новгорода была создана и апробирована модель организационно-методической основы деятельности МАОУ «Прогимназия № 29» по проблеме преемственности между детским садом и начальной школой, по которой мы и продолжаем работать.
Начальная школа прогимназии функционирует в режиме «Школы полного дня». Обучение в начальной школе ведется попредметно, то есть каждый предмет ведет отдельный учитель. За каждым классом закреплен классный руководитель, который решает все вопросы. Помогает готовить с детьми домашнее задание, выступает посредником между родителями и учителями. Начиная со средней группы детского сада ведется обучение английскому языку, в 1 классе продолжается в рамках спецкурса, а со 2 класса как обязательный предмет
Педагогом - психологом были разработаны карты индивидуального маршрута детей с 2 до 11 лет. Данные карты передаются в школу.
Параллельно основной программе воспитанники и обучающиеся имеют возможность получать дополнительные платные образование услуги по выбору родителей. Программы дополнительного образования разработаны с учетом преемственности содержания, форм и методов работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В прогимназии созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей.
Модель выпускника прогимназии представляет динамическую систему, которая постоянно меняется, совершенствуется, наполняется новым богатым содержанием. Коллектив прогимназии находится в постоянном поиске путей повышения качества образования.
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» Сухомлинский В.А.