Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство о регистрации СМИ


Управление дошкольным образованием

Проектирование основной образовательной программы ДОУ: состояние, проблемы

Морозова Марина Васильевна, методист по дошкольному образованию
ИМО Управления образования г. Казани

Мир вокруг нас стремительно меняется. Совсем недавно в нашу жизнь вошли новые определения и понятия. Термин «образовательная программа» не является для нас новым. Сегодня каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает и реализует образовательную программу. В этих условиях возрастает значение проектировочных умений руководителя и педагогов детского сада.

Образовательная программа дошкольного учреждения – серьезный нормативный и управленческий документ, в котором отражены условия, структура, результаты освоения содержания дошкольного образования. Как известно, образовательную программу детского сада необходимо проектировать, опираясь на несколько важных, «базовых» документов: основную часть программы - на ФГОС дошкольного образования и примерную образовательную программу дошкольного образования. 20 мая 2015г. в Российской академии образования была одобрена примерная основная образовательная программа дошкольного образования и включена в реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерство образования и науки Российской Федерации. Электронный адрес сайта http://fgosreestr.ru/. Основу же для вариативной части программы составляют региональные и муниципальные программы развития образования, парциальные программы и программа развития образовательной организации. Эти стратегически важные документы есть сейчас у нас в арсенале.

В целях информационно-методической поддержки детских садов документы федерального, регионального, муниципального уровня размещены на Казанском образовательном портале в разделе «ФГОС дошкольного образования».

Несмотря на наличие необходимой нормативно-правовой базы для разработки программы, детские сады испытывают определенные трудности в ее написании. С целью оказания методической помощи педагогическим коллективам детских садов в проектировании программы, в соответствии с приказом Управления образования г. Казани №351 от 06.05.2015г. «О совершенствовании образовательной деятельности в ДОУ» была организована работа творческой группы старших воспитателей по экспертизе образовательных программ на соответствие требованиям ФГОС ДО. Всего проанализировано 315 программ.

Лучший опыт работы по проектированию целей, задач, подходов и принципов представили детские сады №50, 305, 394 Советского района; ДОУ №42, 55, 27 Приволжского района; ДОУ №14 Авиастроительного района; ДОУ №145 Ново-Савиновского района.

Наибольшие затруднения педагогические коллективы детских садов испытывали в разработке собственной образовательной модели, способов поддержки детской инициативы и творчества. Модель воспитательно-образовательного процесса должна быть гибкой, такой, чтобы при необходимости воспитатель мог внести коррективы и в планирование, и в организацию деятельности с детьми. Инновационные модели образовательной деятельности с детьми представили ДОУ №155, 29 прогимназия Советского района; ДОУ №383 Приволжского района, ДОУ №300, 368 Авиастроительного района, 360 прогимназия Ново-Савиновского района.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые и другие недостатки, является для нас не новой. ФГОС дошкольного образования расширил рамки этой работы и сейчас мы должны уметь проектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка, составлять адаптированную образовательную программу. Наилучших успехов в этом направлении достигли: детские сады 151, 16 Ново-Савиновского района, 63 Вахитовского района, 357 Приволжского района, 336, 181 Советского района, которые представили программы работы с заикающимися детьми, больных сахарным диабетом, ДЦП и другой категорий детей.

Одним из затруднений в разработке программы вызвало планирование ее вариативной части. Зачастую проектируя его по шаблону, в программе не отразили специфику детских садов, имеющих национальную, коррекционную направленность, а также функционирование семейных групп детского сада. Все выше названные детские сады, а также детский сад 224 Советского района, 88 Кировского района, 23 Приволжского района, успешно справились с этой задачей.

Инновационный опыт по разработке основной образовательной программы обобщен на муниципальном уровне и к августовской конференции подготовлены методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы ДОО. Надеемся, что лучший опыт работы детских садов поможет педагогическим коллективам в корректировке образовательных программ.

Что на сегодняшний день сделано? С целью обобщения положительного опыта и анализа «западающих зон» в проектировании программ ДОУ в мае 2015 года была организована серия районных семинаров-практикумов. Руководителям предложена консультационная помощь в устранении недостатков в проектировании программ. Работа в этом направлении нам еще предстоит.

В рамках методического сопровождения введения ФГОС в сентябре 2014 года стартовала городская целевая программа сопровождения старших воспитателей-тьюторов, обучение по которой прошли 39 старших воспитателей. Программа была реализована в новой интерактивной форме и проходила в виде практикумов, тренингов, групповой работы, мозгового штурма, рефлексии, анализа, проектирования. В процессе обучения старшие воспитатели познакомились с современными педагогическими техниками развития критического и креативного мышления (Эй-ар-гайд, модель Фрейер, Билетик на выход, 3-2-1, РАФТ).

Данный проект рассчитан на 2 года (2014-2016) и предполагает каскадный характер реализации по двум образовательным маршрутам:

1 маршрут - реализация программы для старших воспитателей ДОО в районах г. Казани (охват составит 260 старших воспитателей);

2 маршрут - реализация программы для воспитателей ДОО в районах г. Казани (охват 600 воспитателей).

Таким образом, в 2015-2016 учебном году каждый детский сад станет участником данного проекта.

Обобщая выше сказанное, хочется отметить, что проведена интересная, плодотворная работа. У нас сформировано понимание того, что в условиях реализации Стандарта не достаточно работать по устоявшемуся алгоритму. Необходим поиск новых путей, новых идей, новых взглядов.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687