Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Творческие конкурсы

Сценарий игры «Олимпия»

Зайнуллина Елена Александровна,
Кукарина Ольга Сергеевна,
Саляхутдинова Резида Вилдановна,
учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51»
Вахитовского района г. Казани

Более 20 лет старшеклассники города Казани принимали участие в литературной интеллектуальной игре «Виктория». Создателем и бессменным ведущим, которой была Кондратьева Ольга Николаевна. Первоначально игра проводилась среди школ Приволжского района, но вот уже около 10 лет как вышла на городской уровень, потому что участие в ней даёт возможность учителям и ученикам проявить свои творческие способности и показать свой интеллектуальный потенциал. И действительно, подготовка идет более 2-х месяцев, за этот период команда школы объединяется в сплочённый коллектив творческих единомышленников. Как правило, игра бывает посвящена творчеству писателя-юбиляра. Команда занимается серьезным и глубоким изучением творчества этого писателя, его биографии и судеб его произведений (сценических, публицистических, кинематографических), готовятся к инсценировке, репетируют, подбирают костюмы и делают декорации. Интерес к игре обусловлен ещё и тем, что в ней присутствует соревновательный момент, а соревнование - это всегда стремление к победе. Таким образом, игра «Виктория» стала ежегодным праздником для литераторов и их учеников.

В год 140 летнего юбилея А.П. Чехова впервые, по многочисленным просьбам словесников, состоялась игра «Виктория» для учителей, которую провели мы, преподаватели литературы школы №51 Вахитовского района г. Казани Саляхутдинова Резида Вилдановна, Шульгина Наталия Борисовна, Кукарина Ольга Сергеевна, Зайнуллина Елена Александровна. Игра проходила в нашей школе в течение трех дней, К сожалению, ежегодного продолжения игры для учителей не получилось, да и игра для старшеклассников остановилась на 21 сезоне, который был посвящен творчеству М.Булгакова. И лишь осенью 2013 года по просьбе Государственного историко-архитиктурного и художественного музея заповедника в год 180 летнего юбилея пребывания А.С.Пушкина в Казани нами, совместно с Кондратьевой О.Н.,была проведена игра «Виктория» по теме «Мой ангел, здравствуй. Я в Казани...», в которой приняли активное участие школы не только Казани, но и всей республики (было проведено 16 игр, в каждой из которых участвовало по 4-5 команд).

В 2014 году литературная игра для учителей гуманитарного цикла «Олимпия» была внесена в план Информационно-методического отдела Управления образования г. Казани и городского Собрания учителей русского языка и литературы. А нам, учителям-словесникам МБОУ «СОШ №51» Вахитовского района города Казани Саляхутдиновой Резиде Вилдановне, Кукариной Ольге Сергеевне, Зайнуллиной Елене Александровне, было предложено разработать положение, написать сценарий и провести игру, опираясь на основные принципы детской игры «Виктория». 15 апреля 2015 года состоялась городская литературная игра «Олимпия» среди педагогов города, посвященная Году литературы в России .Игра прошла на одном дыхании, хотя и продолжалась более трех часов. Жюри и участники высоко оценили как игру учащихся нашей школы в «заставках» перед конкурсами, так и задания конкурсов.

Предлагаем вашему вниманию положение игры «Олимпия»-2015, программу, сценарий и приложения.

Положение

о проведении городской игры учителей «Олимпия» - 2015

Игра «Олимпия»-2015 «О вечной красоте напоминая миру...» посвящена Году литературы. В игре участвуют сборные команды учителей средних общеобразовательных учреждений районов города Казани. Каждая команда состоит из 7 человек. Для участия в инсценировках, музыкальном конкурсе могут привлекаться другие учителя.



Для участия в игре команда готовит:

1. Визитку, связанную с темой игры и представляющую команду района, (Кто, откуда, чем интересны), (не более 3 минут, высший балл – 5).

2. Инсценировку отрывка из произведений авторов, включая зарубежных, в рамках школьной программы 5- 11 классов (не более 8 минут, высший балл – 15, может быть добавлен бонус - 5 баллов одной команде; за нарушение регламента снимается до 3 баллов).

3. Афишу к инсценировке на листе ватмана (А 1) и в электронном виде (креатив учитывается).

4. Музыкальная гостиная будет посвящена романсам и песням на стихи поэтов XIX -XXвв. Текст музыкального номера представляется в жюри в напечатанном виде с указанием фамилий авторов музыки и слов (не более 3 минут, высший балл – 5). При подготовке музыкального номера возможно использование элементов инсценирования с участием как членов команды, так и других учителей, но исполнение романса или песни обязательно членами команды.

5. Для участия в других конкурсах команде рекомендуется хорошо знать биографии писателей, героев, сюжетные линии, значимые эпизоды программных произведений, а также их экранизации и постановки (кинофильмы, спектакли, оперы, балеты).

6. Конкурс «И музыка в душе моей звучала» предполагает определение автора, название музыкального произведения и автора, название художественного произведения, лежащего в основе.



Программа проведения литературной игры «Олимпия»-2015

для учителей образовательных учреждений г. Казани



Звучит музыка (Вальс Комарова из художественного фильма «Барышня-крестьянка»)

Ведущий объявляет о начале игры, называет тему игры: «О вечной красоте напоминая миру...», проводит жеребьёвку, представляет членов жюри.

Заставка организаторов. (Приложение 1)

Вальс ЦДТ


Заставка организаторов перед конкурсом визиток (Приложение 1)

Визитки команд (столы 1, 2, 3, 4)

Оценки визиток жюри.

Заставка организатора к конкурсу Большой блиц (Приложение 1)

Большой блиц (10 вопросов, общих для всех команд). (Приложение 2)

(Команда Стола№2 готовится к инсценировке)

Объявление конкурса инсценировок ведущим (конкурс инсценировок будет проходить в течение всей игры, перед инсценировкой каждая команда показывает афишу, которая участвует в конкурсе афиш) Инсценировка команды стола № 2.

Оценка за большой блиц (Команда стола №3 готовится к инсценировке).

Инсценировка команды стола № 3.

Заставка организаторов к конкурсу «Музыка в душе звучала» (Приложение 1)

Конкурс «Музыка в душе звучала» (угадать по музыкальному фрагменту литературное произведение). (Приложение 3)

(Команда стола №4 готовится к инсценировке).

Оценки за конкурс « Музыка в душе звучала».

Инсценировка команды стола № 4.

Заставка организаторов к конкурсу «Женские образы» (Приложение 1)

Конкурс «Женские образы». (Приложение 4)

(Команда стола №1 готовится к инсценировке)

Оценка жюри конкурса «Женские образы».

Инсценировка команды стола №1

Оценка жюри конкурса инсценировок и афиш.

Заставка организаторов к конкурсу «Индивидуальный блиц» (Приложение 1)

Конкурс «Индивидуальный блиц». (Приложение 5)

Оценка жюри конкурса «Индивидуальный блиц».

Заставка организаторов к конкурсу «Музыкальная гостиная» (Приложение 1)

Конкурс «Музыкальная гостиная» (Выступают 4 команды подряд, начиная с команды стола №3)

Оценка жюри конкурса «Музыкальная гостиная».

Заключительная заставка организаторов. (Приложение 1)

(жюри подводит итоги игры).

Объявление итогов игры, награждение.



Приложение №1

Сценарий заставок к игре «Олимпия»

I. Вступление


На сцену выходит Хранитель в очках, с накинутым на плечи пледом, в одной руке подсвечник со свечой, в другой - стопка запылённых книг. Ставит свечу, книги сваливает рядом, поднимая столб пыли, сам забирается на стремянку, бормоча себе под нос...

Хранитель: Вот и ещё один день прошёл ... Да... А я, хранитель книг, хранитель художественной литературы, так и не нашёл способа помочь моим друзьям. Вы спросите: «Кто мои друзья?». Мои друзья – литературные герои.

В комнату стремительно входят Кабаниха, Хлестаков, Обломов, Наташа.

Кабаниха: Ну, что нашел способ помочь нам?

Хранитель: Нет, и сегодня я решил признаться, что не в силах вам помочь.

Кабаниха: Это, ты батенька, брось!

Наташа: Этого не может быть, Вы не имеете право нас оставить без поддержки.

Хлестаков: Илья Ильич, ну скажите что-нибудь?!

Обломов: Ну, вы уж нашли время, когда отказывать в помощи!

Хранитель: А что же нынче за время такое особенное?

Наташа: Да как же это, неуже ли Вы забыли - это год литературы!

Хлестаков: Да... в этот год литература...

(Хранитель в недоумении)

Обломов: Видите ли, этот год в России объявлен годом литературы.

Кабаниха: Уж теперь обратят на нас внимание.

Обломов: (достает листок из кармана) Ведь это же надо такое сочинить: «Есть произведение «Абломов», автор Достоевский. В этом рассказе автор показал, как человек дегрОдировал, загнал себя в комнату на дЕван.» Перестали читать, ничего не знают.

Кабаниха: Эвось оно как! А я уж, батюшко, стыжусь и вслух-то произнесть, что про меня-то намарали.



Хлестаков: Нет уж говорите, что уж тут таить, мы все пишем ...

Наташа: А я вот не буду молчать, послушайте, послушайте, что пишут в сочинениях про нас: «Однажды в ресторане Евгений Онегин встречает Наташу со своим мужем Пьером Безуховым».

Хлестаков: Так это ж замечательно: в ресторации, а не в трактире каком-нибудь!

Обломов: (Обращаясь к хранителю) Неужели вы не поможете исправить все это безобразие?

Хранитель: Я не в силах это изменить, ведь я лишь только хранитель.

Кабаниха: Вот она где беда-то пришла на нас! И что ж нам, пропадать?

Хранитель: Единственное, что мне приходит в голову, и о чем я думаю уже несколько дней: надо найти компетентных людей, способных повлиять на молодое поколение.

Хлестаков: Это что, такие влиятельные люди?

Хранитель: Нет, это люди, влюбленные в литературу, настоящие ценители слова, преданные своему делу.

Кабаниха: Эвон как! Что ж это за люди такие? Где их найти-то?

Хранитель: Слышал я, что проводится конкурс «Игра Олимпия». Может, она и выявит таких, покажет нам настоящих мастеров?

Хлестаков: Выявит, выявит! Мы их выведем на чистую воду! Я пойду и посмотрю...

Кабаниха: Да сиди ты, щеголь! Илья Ильич, тебе придется пойти. Я грузна стала, а этот – без царя в голове, что с него возьмешь? Накуралесит.

Обломов: ... Это, наверное, далеко? ... Я один? ...

Наташа: Я пойду с вами!



II Заставка к визитке

Дворецкий: Пущать без пригласительных не велено. Они у вас есть?

Обломов: (В замешательстве обращается к Наташе) Нет.

Наташа: А визитка подойдет?

Дворецкий: Визитка подойдет в самый раз. (Обломов протягивает визитку)

Дворецкий: (Берет визитку, рассматривает ее) Что это?

Наташа: Визитка.

Дворецкий: Так ведь разве визитки такие бывают?

Наташа с Обломовым вместе: А какие бывают?

Дворецкий: А вот вы садитесь и посмотрите, какие бывают визитки

III Заставка на большой блиц

Хлестаков: (Выходит на авансцену) Не взяли меня ... Думают, я только переписываю, а я, между прочим, давно знаю, что такое (роется в карманах, достает листок, читает громко) блиц! Это вам не блюдца какие-нибудь дзынь-дзынь, это соревнование, состязание, река, море, океан ума и (показывает на команды) они мозгами туда шасть ... Вот оно что такое блиц.

IV Заставка на муз. Конкурс

Наташа: Илья Ильич, вы были в опере? Мне очень нравится «Евгений Онегин» Чайковского. Это прелесть что такое!

Обломов: Нет, не бывал, но позвольте, Наташа, Насколько я помню, «Евгений Онегин» принадлежит перу Александра Сергеевича Пушкина.

Наташа: Вот именно что, перу, а я говорю о музыке, написанной Петром Ильичом Чайковским (напевает) Девицы, красавицы ...

Обломов: А! Я поныл: литературное произведение может быть положено на музыку, и это опера или балет.

V Заставка на конкурс «Женские образы»

Хлестаков: Этот без царя в голове ... Они думают, я ничего не помню и не знаю, а я точно знаю, что веер был у Марьи Антоновны, а бант мне подарила Анна Андреевна (задумывается) или наоборот? Ох уж эти женские образы! Поди, угадай (уходит, бормоча под нос) Так все же Анне Андреевне или Марье Антоновне?

VI Заставка на индивидуальный блиц

Обломов: (задумчиво перебирает конверты) Что же это такое?

Наташа: Чем вы встревожены, Илья Ильич?

Обломов: Да вот опять эти конверты ... Боюсь перепутать, кому какой ... И адрес на них странный

Наташа: (берет конверты,читает) Индивидуальный блиц ... А, так это не нам, это командам. Они сами выберут.

VII заставка на музыкальную гостиную

Обломов: А вы ведь неплохо полете, Наталья Ильинична, я слышал.

Наташа: Ой, только для домашних, в узком кругу.

Обломов: Да я ведь невеликий знаток музыки, но не прочь насладиться чарующими звуками.

Наташа: Так идемте, идемте скорее. Сейчас как раз открывается музыкальная гостиная

VIII Заключительная заставка

Хранитель: (пригорюнившись, сидит у стола) Жаль, что затея моя не удалась.

Кабаниха: (за столом) Полно, полно, перестань, пожалуйста! Что ты нюни-то распустил раньше времени?

Хранитель: А и то сказать, они люди серьезные, подождем еще, может, справятся.

Кабаниха: То-то же

(На сцену выходят Наташа и Обломов)

Наташа: (Обращаясь к хранителю) А все-таки хорошо, что Вы подсказали нам, где найти настоящих мастеров.

Обломов: Хоть и трудно было, а я не жалею, что встретил таких интересных, знающих и любящих литературу людей.

Хлестаков: (Вбегает запыхавшийся, прерывая Обломова, показывая на него и Наташу) Вот-те на! Как будто и не уходил! Вперед меня уже вернулись! Думаете, (поворачивается к Кабанихе) если фитюлькой и вертопрахом назвали, так я не ...

Кабаниха: ( прерывает) Что это ты так разъерепенился?

Хлестаков: А я, между прочим, на Олимпии побывал! Знаете, каких влиятельных повидал? ... Тридцать пять тысяч одних учителей! Уж у меня ухо востро! Как скажу им: « Блиц!», так и пошли писать: тыр-тыр-тыр, тыр-тыр-тыр...

Кабаниха: (перебивает, обращаясь к хранителю) Ну уж этот бустобрех верных людей разглядел, значит, поживем еще.

Хранитель: Друзья! Мы с вами в надежных руках, если есть такие мастера, которые не только знают и любят литературу, но и открывают молодому поколению восхитительный мир художественной литературы.



Приложение№2

Вопросы большого блица.



Вопрос 1

24 мая в разные годы родились писатели Михаил Шолохов и Иосиф Бродский. В этот же день по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает день двух святых, создавших то, чем успешно пользовались и Шолохов, и Бродский, а мы с вами продолжаем пользоваться и сейчас. Назовите имена святых. (Кирилл (Константин) и Мефодий).

Вопрос 2

Назовите фильм и фамилию режиссера ( «Несколько дней из жизни Обломова», режиссер Никита Михалков)

Вопрос 3

«C той самой минуты, как я увидел её в первый раз – с той роковой минуты я принадлежал ей весь ...» Назовите фамилию писателя, которому принадлежит это признание. (Тургенев)

Вопрос 4

Назовите фамилию артиста, в исполнении которого прозвучало стихотворение А.С. Пушкина (В. Лановой)

Вопрос 5

Укажите номер фотографии, на которой изображена усадьба Шахматово (№1)

Вопрос 6

Назовите произведение, положенное в основу сюжета художественного фильма, музыка из которого прозвучала («Ромео и Джульетта»)

Вопрос 7

Несколько лет назад в Ялте появился памятник литературным героям. Теперь они стоят на набережной, там, где встретились 100 лет назад... Назовите произведение и автора. (А.П. Чехов «Дама с собачкой»)

Вопрос 8

Назовите героя музыкального произведения, фрагмент которого прозвучал (Демон)

Вопрос 9

Назовите художника и героиню картины (К. Васильев, Ярославна)



Вопрос 10

«Спесивцу», «гордому человеку»-она была присуждена в 1933; «шелестящему» - в 1965; «сыну женщины, связанной с приготовлением пива» - в 1970. А кому в 1958? Назовите фамилию этого писателя. (Борис Пастернак).

Комментарий: Происхождение фамилии «Бунин»- от диалектного слова «буня» (спесивец, гордец), «Шолохов«- от слова «шелест», «Солженицын»- сын соложеницы, женщины, которая занимается приготовлением солода. 1933, 1965, 1970, 1958- годы присуждений Нобелевской премии.



Приложение № 3

Автор лит.

произведения

Литературное произведение

Композитор

Произведение

1.

А.П. Чехов

«Анна на шее»

Гаврилин

«Анюта»

2.


А.Н. Островский

«Снегурочка»

Римский-Корсаков

«Снегурочка»

3.


А.С. Пушкин

«Руслан и Людмила»

Глинка

«Руслан и Людмила»

4.


Не известен

«Слово о полку Игореве»

Бородин

«Князь Игорь»

5.


У. Шекспир

«Ромео и Джульетта»

Прокофьев

«Ромео и Джульетта»


Приложение № 4

Вопросы конкурса «Угадай женский образ»

«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».


«Это была ... женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами и ... с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели, как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен».


«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца...»


«У неё такие бархатные глаза...; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках...Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору..»


«Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза её, большие, глубокие и лучистые..., были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».


Ответы конкурса «Угадай женский конкурс»

Цитата

Имя героини

Номер девушки

Предмет

Номер команды

«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

Маша Миронова

5

Гребень


«Это была ... женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами и ... с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели, как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен».

Мармеладова Катерина Ивановна

1

Платок


«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца...»

Лиза Муромцева

4

Баночка белил


«У неё такие бархатные глаза...; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках...Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору..»


Княжна Мери

2

Стакан


«Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо. Глаза её, большие, глубокие и лучистые..., были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».


Мария Болконская

3

Ладанка




Приложение №5

Вопросы индивидуального блица.


1 конверт

1. Продолжите фразу: «Не шалю, не кричу, никого не трогаю, починяю примус»

2. Узнайте героя по словам: Я не знала их змеиного языка. Все шипят... Что шипят? Это бог дал им такой змеиный язык за то, что они лживы (Старуха Изергиль)

3. Какое произведение А.Солженицына было экранизировано в 2006 году (режиссер Глеб Панфилов) («В круге первом»)

4. Чей портрет? « ... полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью ...» (Иван Петрович Туркин)


5. Название роману М.А. Шолохова «Поднятая целина дала редакция», а как назвал свой роман автор? («С кровью и потом»).


2 конверт

1. Продолжите фразу: «Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый»


2. Узнайте героя по словам: «Дворники из всех пролетариев – самая гнусная мразь. Человечьи очистки – самая низшая категория» (Шарик)


3. Экранизацией какого произведения М.Горького является художественный фильм «Табор уходит в небо»? («Макар Чудра»)

4. Чей портрет? «...носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы». (Пантелей Прокофьевич Мелехов.)


5. Чья режиссерская и актерская (исполнял роль Гаева) интерпретация пьесы «Вишневый сад» не устраивала А.П. Чехова? В его видении спектакль лишался комедийных интонаций. (К.С. Станиславский)


3 конверт

1. Продолжите фразу: «Иду я,... никого не трогаю... и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий...»


2. Узнайте героя по описанию: «Но отнюдь не была она бесстрашной. Боялась пожара, боялась молнии, а больше всего почему-то поезда» (Матрена)

3. Известно, что Михаил убедил Сергея стать Андреем. И не ошибся. Такая судьба. Назовите фамилии Михаила и Сергея. ( Шолохов и Бондарчук).

4. Чей портрет? «... круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная...» (Бабушка Акулина Ивановна)

5. Кого из писателей М.А. Булгаков считал своим учителем? (Н.В. Гоголь)

4 конверт

1. Продолжите фразу:

- Однажды тебя совсем убьют... до смерти...

- А ты - болван.

- Почему?

- Потому что - дважды убить нельзя.


2. Узнайте героя по словам: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт. А я дурную правду искал. Душой болел... (Григорий Мелехов.)


3. Как назывался фильм режиссера Эмиля Лотяну, поставленный по повести А.П. Чехова «Драма на охоте»? («Мой ласковый и нежный зверь»)


4. Чей портрет? «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя» (Воланд)


5. Кто из деятелей культуры оказал помощь А.И. Солженицыну, предоставив ему место для проживания? (М.Л. Растропович и Г.Вишневская)



  • Сертификаты:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687