Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Главная тема номера

Год литературы...

Дощинский Роман Анатольевич,
Председатель Исполкома ОО «АССУЛ», член ОПРФ

Год литературы... Что он нам, учителям русского языка и литературы, несет? Явно, что легким год не будет. Ибо он призван сделать самое сложное – пробудить интерес к классике у молодых читателей. Задача, стоящая перед педагогической общественностью, не может быть решена одномоментно и уж тем более посредством чьего-то приказа. Также совершенно очевиден тот факт, что ни особым образом построенный учебный год, ни простая воля одного школьного учителя не способны сдвинуть процесс с мертвой точки. Есть общество, целый ряд социальных институтов, которые должны прийти на помощь учителям-словесникам. Я имею в виду библиотеки, книжные магазины, писательские организации, средства массовой информации и т.д. Только при целостном подходе к литературному образованию мы сможем получить первые результаты. Да, абсолютной удовлетворенности от этих результатов я не жду. Но я жду нашего общего осознания того, что если «всем миром» взяться за решение одной очень важной проблемы, то обязательно есть шанс что-то изменить в лучшую сторону.

Знаю, что среди педагогов города Казани мало случайных людей. И лучшие учителя русского языка и литературы города Казани стали, осуществляя свою деятельность в рамках взаимодействия с Управлением образования города Казани и его методической службой, одной из мощных общественных сил, объединившихся под эгидой Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», возглавляемого Людмилой Леонидовной Курамшиной.

Дорогим учителям русского языка и литературы города Казани хотелось бы пожелать в 2015 году творческих свершений и вдохновения. Мы же с Вами прекрасно понимаем: если не мы, то кто же. Кто откроет нашим непростым современным школьникам удивительный мир искусства слова? Кто будет выразительно читать стихи российских поэтов? Кто станет прививать любовь к театру? Кто вместе с крупными эпическими полотнами писателей-классиков научит постигать историю Отечества?.. Наша миссия часто не выполнима в полной мере в силу объективных причин. Но какая она все-таки это великая и благородная миссия!


О необходимости научного основания системного филологического образования в школе

На современном этапе развития российского общества принципиально важным оказывается определить научные основания системного филологического образования в школе. Невозможно все время заимствовать западноевропейские образцы и искусственно внедрять их в систему отечественного образования. Необходимо прийти к пониманию того, что Россия – это страна, вобравшая в себя исторический и культурный опыт не только Запада, но и Востока. В конце концов, Россия – уникальная страна, у которой не может не быть собственной национальной доктрины образования, учитывающей самобытность нашего народа, его особый путь и особую миссию в мировом образовательном пространстве.

Напомню, что Ассоциация учителей литературы и русского языка (ОО «АССУЛ»), созданная по инициативе учителей-словесников в ноябре 2013 года, на первом же, учредительном, съезде приняла решение взять на себя ответственность и разработать Концепцию школьного филологического образования в России. В течение 2014 года была создана специальная рабочая группа, в которую вошли учителя-практики, преподаватели ведущих российских вузов, специалисты в области детского чтения, разработчики контрольно-измерительных материалов и др. В экспертно-аналитическую и оценочно-коррекционную деятельность были вовлечены представители и Республики Татарстан.

Разработанная Концепция в целом не противоречит основным положениям Закона об образования и согласуется с ключевыми позициями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) общего образования. Однако документ носит куда более перспективный характер. Он действительно призван определить стратегические, мировоззренческие цели и задачи развития школьного филологического образования в России. Концепция фиксирует именно методологические подходы в преподавании русского языка и литературы с 5 по 11 классы.

С помощью Концепции предполагается создать предпосылки для формирования в обществе устойчивой гуманитарно-культурной среды, в которой литература вместе с другими эстетическими феноменами, а также русским языком как важнейшим средством общения и самого бытия литературы будут занимать ведущие позиции. Естественно, что такого рода документ разрабатывается не на один год или два, а на десятилетия вперед.

Концепция содержит концептуальное (фундаментальное, универсальное) ядро для обучения филологическим дисциплинам учащихся 5-11 классов. Это ядро определяет 70% учебного времени, при этом 30% остается в распоряжении учителя и являет собой ту необходимую свободу выбора, в которой, безусловно, нуждаются все субъекты образовательного процесса.

Весьма привлекательной является научно обоснованная теория двух различных методических подходов к освоению классики и современной литературы, предложенная известным ученым Ланиным Б.А. Исследователь утверждает, что классику необходимо изучать на основе традиционного литературоведческого подхода, а книги современных авторов – в ключе инновационной педагогики с максимальным погружением молодых людей в социокультурную ситуацию, в реальное общение с «живым» писателем.

Почему на данный и другие факты предполагаемой Концепцией вариативности (30% учебного времени!) следует обратить пристальное внимание общественности? Дело в том, что Концепция создавалась на очень неблагоприятном фоне вновь развернувшейся деятельности «ревнителей» западных моделей преподавания языка и литературы в школе. Эти люди всерьез полагают, что современную российскую школу необходимо полностью освободить от любых обязательных дидактических единиц, четко закрепленных художественных текстов, предназначенных для изучения в школьном курсе. Последствием подобной образовательной политики может быть только одно – окончательное разрушение единого образовательного пространства страны. В средствах массовой информации сторонники «свободной» школы заявляют о том, что литература вовсе никого и никогда не воспитывает, что неважно, какие тексты изучаются на уроках русского языка и литературы, так как главная задача учителя-словесника – сформировать некие универсальные учебные действия.

Спецификой концепции считается выбранная разработчиками методологическая основа. Концепция опирается на фундаментальные научные работы в области литературоведения и лингвистики, педагогики и возрастной психологии, методики преподавания русского языка и литературы именно отечественных исследователей. Это в итоге повлияло и на выбранный терминологический аппарат Концепции (авторы в основном использовали традиционные, устоявшиеся в отечественной практике термины), и на отсутствие популярных в последнее время ссылок на международные исследования PIRLS, PISA и пр. В частности, в Концепции цитируется Д.С. Лихачев: «Филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры» .

Принципиальным основанием изучения русского языка и литературы в их совокупности является герменевтический подход, который предполагает обучение пониманию явлений языка и литературы.

Стоит отметить, что в поле обязательного школьного изучения попадает прежде всего классическая литература, и в качестве обоснования предлагаемого перечня в Концепции прописаны ПРИЗНАКИ классики. Именно объективно существующие признаки, а не сформулированные кем-то критерии отбора. Сошлемся на мнение одного из разработчиков А.В. Федорова: «Мы не формируем перечень, устраивая некие проверки «на входе». Перечень – в смысле золотой фонд литературной классики – уже сформирован. И не кем-то конкретным. Он есть, он существует объективно, он сложился под влиянием многих факторов. И наша миссия – сохранить его, защитить».

Нельзя в связи с этим не процитировать известнейшего литературоведа В.Ю. Троицкого: «К классическим относят произведения, признанные совершенными, самобытными и значимыми в духовном, художественно-эстетическом, идейно-нравственном и философском смысле. Духовная значимость произведения выражается в таком воссоздании действительности, из которого проистекают смыслы, соприродные духовным началам человека. Идейное совершенство создается целостностью, ясностью, истинностью, убедительностью и высотой идеала, вытекающего из произведения. Художественное совершенство определяется мерою художественности, то есть полнотою и целостностью «совпадения» содержания и форм выражения. Классическое произведение отличается безусловной значимостью передаваемого в нем умственного, чувственного опыта и высокой степенью духовности. Оно несет в себе максимальное количество смысла» .

В заключение хотелось бы подчеркнуть важность исторического момента. Нам представляется, что если не сейчас, то никогда. Не будет нам больше дано шанса возродить наши дорогие сердцу и любимые предметы – русский язык и литературу. Сегодня решается и судьба учителя-словесника. Многие «деятели образования» ставят под сомнение сам статус учителя русского языка и литературы в школе, его положение в обществе. Но, по словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, именно учителя русского языка и литературы «играют огромную, поистине определяющую роль в воспитании таких важнейших личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию» .


  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687