Романова Людмила Юрьевна, к.п.н., учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается ориентация российского образования на достижение общечеловеческих ценностей, мировую и национальную культуру с целью оказания помощи и поддержки развивающейся личности в ее культурном, нравственном самоопределении и саморазвитии. В этой связи в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения в качестве стратегической задачи общего образования выдвигается задача развития человеческого капитала - подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных, конкурентоспособных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ образования и воспитания, должен быть представлен и метод креативности, который ориентируется на формирование творческой, конкурентоспособной личности школьника.
Среди учащихся был проведен опрос: «Пытались ли вы когда-нибудь сочинять стихи, музыку, исследовать, изобретать, выдумывать что-то новое?» Оказалось, что 15% школьников ничего из перечисленного не пытались сделать. «Не пытался, потому что все равно ничего не получится»; «Не нравится, поэтому и не пытался». Отсутствие веры в свои возможности и интереса к творчеству у школьников – что может быть тревожнее для педагога! Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей творчески, самостоятельно, независимо мыслить.
С 2013 года на базе МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района проходит конкурс чтецов «Звездный билет» с целью пропаганды чтения среди детей, расширения читательского кругозора школьников, возрождения традиций семейного чтения, повышения общественного интереса к творчеству русских писателей. Организаторы конкурса стараются не только ввести школьников в мир прекрасного, приобщить их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, но и воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить понимать художественное слово, развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.
Тон всем выступлениям обычно задают школьники гимназии №139, показывая музыкально-литературную композицию, в которой принимают участие как школьники, так и родители гимназистов. На секционных заседаниях в течение нескольких часов учащиеся городских школ состязаются в искусстве ораторского слова. Они читают вслух отрывки из прозаических произведений В.П. Аксенова и писателей-юбиляров. Многие ребята подходят к данному конкурсу творчески: готовят презентации, подбирают музыку, костюмы, реквизит. Качество представленных выступлений бывает очень высоким. В 2015 году звучали отрывки из произведений М. Ю.Лермонтова, В.П.Аксенова, А.П.Чехова, М.А.Шолохова. Выяснилось, что многие школьники любят читать, при этом многие из чтецов оказались одарены незаурядными актерскими способностями. Победителями и призерами стали учащиеся гимназии №3 с татарским языком обучения, №14, 27 с татарским языком обучения, 50, 52, 125, 139, 152, лицея №5, 149, школы СОлНЦе, № 9, 18, 20, 23, 24, 38, 47,79, 86, 97, 129, 167, 171, 175, лицея-интерната №2. По традиции перед конкурсом учащиеся посещают школьный музей Василия Павловича Аксенова, знакомятся с биографией нашего земляка. В 2013-2015 годах музей посетили свыше 2500 школьников Республики Татарстан, Российской Федерации, 14 преподавателей ВУЗов, 98 учителей общеобразовательных учреждений, 2 корреспондента газет "Республика Татарстан", "Учительская газета", более 200 представителей общественности (родители учащихся, ветераны Великой Отечественной войны). Можно сказать, что у музея живое дыхание. Он проводит регулярные тематические экскурсии на английском, татарском и русском языках, организовывает конкурсы для учащихся. «Наша страна гордится творчеством этого писателя. Ваш музей прививает вкус к хорошему чтению», - сказал Ильсур Метшин, посетив музей В.П.Аксенова.
Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться. В этом во многом способствует такое качество, как конкурентоспособность. Конкурентоспособный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но прежде всего - умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации.
Личностно-ориентированный подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением всех прогрессивных педагогических технологий. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: сотрудничества, взаимопонимания, тактичности, объективности. Ведущая цель работы учителя – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. Учительское счастье слагается из ученических побед. И от того, как работает учитель, зависит судьба ученика, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире. Творческое отношение к организации деятельности учащихся, ориентированное на развитие личности каждого, создаёт благоприятные условия для успешной работы и самореализации. Само включение в конкурсы способствует ещё большему развитию активности учителя в профессии, а ученика в учёбе. Творчество начинается тогда, когда появляется интерес к деятельности.
С 2009 года на базе гимназии №139 проходит Межрегиональный конкурс творческих и проектных работ «Династии России» с целью воспитания патриотизма у подрастающего поколения путём стимулирования научно-исследовательской, творческой деятельности, повышения интереса к истории родного края; привлечение учащихся к научно-поисковой работе, активизация научного подхода к проблеме с последующим практическим применением в рамках внедрения ФГОС. В конкурсе приняло участие около 1200 школьников 1-11 классов общеобразовательных учреждений г. Казани, Республики Татарстан и 5 регионов России. Работы представлялись на английском, русском и татарском языках. Особый интерес вызывают работы учащихся в номинациях « Семейный альбом рассказывает...», «Награды в моем доме», «История моей семьи в истории Республики Татарстан», «Учительская династия», «Рабочая династия», «Военная династия». Учащиеся не только исследуют, знакомятся со справочной литературой, но и сочиняют рассказы, сказки, стихотворения. оды. В Год Литературы на конкурс было представлено стихотворение, которое сочинил ученик 6 класса гимназии №139 Капралов Михаил.
Наш бесценный семейный архив...
Я к нему прикасался не часто.
Просто знал: там медали, там письма с войны,
Документы, какой-то паспорт.
Но сейчас мне одиннадцать лет,
О войне я немного знаю,
Про неё я в книгах читал,
А тут история своя, живая.
Попросил я бабулю рассказать об отце.
Кем он был? Как он жил? Воевал где?
Чем занимался он на войне?
Что за человек, мой прадед?
Вот раскрыта шкатулка-семейный архив.
Я смотрю, не дышу, жду рассказа.
А с пожелтевшего фото глядит,
Улыбаясь, Алим, мой прадед.
Я сжимаю в дрожащих руках
Пожелтевший листок анкеты.
На исписанных мелко листах
Жизнь проносится, радости, беды...
Сирота. Детский дом. Тяжкий труд.
Ну и сложной была дорога!
Школа, техникум, институт,
А работы как было много!
А потом началась война...
Что военный билет мне расскажет?
В сорок первом году дед ушёл воевать.
Инженером он был, капитаном.
Наводил он понтоны и строил мосты,
Тяжела была эта работа.
Иногда ночевал он в болотах, в грязи,
Приближая победу, как мог он.
Вот на снимке дед с друзьями сидит.
Это память с далёкого фронта.
Фото душу мою бередит,
И читаю я снова и снова.
Свою фотографию дед подписал:
«Победу над злом наш солдат одержал.
Помните, дети и внуки мои,
Не забывайте героев войны!»
Прадедушка был советский солдат.
В архиве я вижу много наград.
Ордена просто так на войне не давали.
Лишь с риском для жизни их получали.
Наград разных много, и все боевые –
Особенно ценны они.
Хранятся в шкатулке четыре медали
И орден «Красной звезды».
Вот я вижу открытку – новогодний привет
Из далёкого сорок второго.
Как и сотни других, верил мой дед,
Что закончатся ужасы скоро.
Если б знали бесстрашные люди страны,
Смертельно уставшие взводы,
Что до конца войны остались не дни,
А длинных четыре года.
А вот перевязаны тонкой тесёмкой
Прошлой жизни святые мгновенья,
Треугольники, письма войны,
Я читаю с огромным волненьем.
Им уж скоро семьдесят лет,
И местами истёрлись страницы.
Сколько нежности в них и любви...
Вот какая была переписка:
Да! Жестока была война!
Люди жили в разлуке от письма до письма.
Очень важные эти страницы.
Дедом, бабушкой буду гордиться.
А этот тонкий пакет не простой.
Дед вёз с фронта тетради домой.
В них вырезки из военных газет и стихи
Из них узнаю я тяжёлые будни войны.
Полустёртые строчки...
Едва разобрать...
Их писал дед в землянке,
Что хотел он сказать?
Что народ не сдавался, не унывал,
Анекдоты смешные и басни о фрицах писал,
Чтобы враг поскорее убрался с родимой земли,
Чтобы люди не знали больше войны!
Очень жаль, что деда уж нет.
Не могу я к нему прижаться.
Не могу расспросить о войне
И над шуткой его рассмеяться.
Но бесценный семейный архив,
Словно добрый, прекрасный волшебник,
Рассказал мне про целую жизнь
И судьбу того поколения.
Закрываю семейный архив.
Пусть хранит он связь поколений.
Много лет мы его бережём.
Он частичка нас, без сомнения.
В процессе создания проекта ученик развивает свои интеллектуальные умения, творческие способности; такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определенные учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, формирует конкурентоспособную личность, что немаловажно в сегодняшнем мире. Конкурс привлек внимание общественности к проблеме возрождения семейных традиций, воспитанию патриотизма, любви к своей Родине.
Джеймс Алан Гарднер когда-то сказал: «Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми». Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.