Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Дошкольная академия

Любить книгу с детства

Хабибуллина Миляуша Раисовна, старший воспитатель,
Валеева Зугра Кашафовна, учитель-логопед,
МАОУ «Прогимназия № 360» Ново-Савиновского района г. Казани

Приобщение детей к художественной литературе, воспитание любви к чтению – важнейшая задача педагогов дошкольного образования. От взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Что, как и когда, мы – педагоги, можем сделать для детей по воспитанию любви и интереса к чтению? Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать, сказала Сессиль Лупан, автор книги «Поверь в свое дитя».

Работать с дошкольниками необходимо с учетом современных требований и подходов. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложено кардинальное изменение подходов к педагогической реальности: от занятий — к непосредственно образовательной деятельности. Если вспомнить классические работы Л.С. Выготского, ребенок-дошкольник должен заниматься лишь тем, что ему интересно. Он усваивает лишь значимую для себя информацию. Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

В нашем детском саду ведется работа в данном направлении. Темы проектов разнообразные: «Мини - музей «Книжкин дом», «О чем рассказывают старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», «Книги о природе» и др. Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с историей возникновения книг, воспитать интерес к чтению, рассказать о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота. В группах собираем сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Здесь же дети знакомятся с портретами известных писателей — А. Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у дошкольников вызывают орудия труда писателей — от пера до современной авторучки.

Одним из требований дошкольного образования, введенных федеральным государственным образовательным стандартом, является создание развивающей предметно-пространственной среды. Согласно Ж.Пиаже, дети познают мир через физическое взаимодействие с вещами и людьми. Поэтому в группах созданы центры грамотности, в которые включены уголки письма, книжные уголки, переплетные столы и уголок для слушания. Эти уголки используются детьми ежедневно свободным образом.

В уголке для письма имеются ручки, карандаши, фломастеры, мелки и бумага (чистая и линованная). Запас принадлежностей постоянно пополняется.

Наши педагоги понимают, какие современные требования предъявляются к содержанию и оформлению таких уголков. К примеру, книжный уголок должен выглядеть гостеприимным, уютным; в идеале там должны быть плед, стульчики, подушки, мягкая мебель. Книги должны быть привлекательно расставлены на полках. Набор книг должен соответствовать спектру уровней детей в плане чтения: от книжек, где одни картинки, до более «трудных». Здесь могут быть открытки, книжки-картинки, рассказы, справочники, поэзия, книжки-раскладушки, книжки – малышки, сказки, биографии, волшебные сказки, развлекательные издания, несложные произведения фольклора (потешки, песенки, прибаутки, басни, небылицы).

В подготовительной к школе группе создан Центр книгоиздательства. Главная его цель – помочь ребенку увидеть в себе автора. Чистые книги разнообразных размеров побуждают детей к попыткам письменного самовыражения (личные размышления, стихи, диалоги с иллюстрациями). Воспитатели имеют все то, что необходимо детям для самостоятельного изготовления книги: бумага для обложек, скрепкосшиватель, дырокол и т.п. Очень ценный предмет для этого уголка – компьютер с принтером. Все эти условия позволяют детям реализовывать растущие знания в меру овладения грамотой. Книги, изготовленные детьми, занимают место на полке рядом с теми, которые куплены в магазине.

Хочется сказать еще об одной форме работы с детьми в этом уголке, о давно забытой, так называемой «Книжкиной больнице». Главным воспитательным моментом является то, что в процессе ремонта книг дети учатся сопереживать, проявлять доброту, отзывчивость и талант, повышать уровень своей книжной культуры. Дети в ходе работы чувствуют важность своей работы, самостоятельно приходят к выводу: книги надо беречь! «Книжкина больница» для ребят – это и игра, и труд, и новые знания.

Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а, встретив мятые, разрисованные, выражает недовольство, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.

Уголок слушания, чтобы быть привлекательным для ребенка, представлен современными аудиосредствами. Ушли в прошлое проигрыватели, магнитофоны. А вот аудиоматериал не потерял своей актуальности, и по-прежнему записи радиопостановок сказок и литературных произведений для детей вызывают интерес у малышей. Для его повышения педагоги пополняют фонотеку стихами и историями в исполнении самих детей или воспитателя. Фонотека разнообразна. В идеале набор записей должен отвечать темам проектной деятельности.

Важным является также и интеграция детских видов деятельности. Дать ребенку возможность удовлетворить свои потребности в свободном общении со взрослыми и сверстниками по поводу художественной литературы и реализации себя в разных видах творческой деятельности: кукольном театре, драматизации, рассказывании стихов жестами, рисунками, участие в конкурсах чтецов и др.

Постоянное соприкосновение и действование с различными формами устной и письменной речи помогает ребенку сформировать свое собственное понимание того, что такое быть грамотным. Воспитатели в группах поддерживают интерес и уважение к первым попыткам ребенка читать, писать, называть буквы, высказываться. Это уважение и признание выражаются в стимулировании естественного интереса ребенка к литературно-языковой программе.

Общаясь с ребенком, необходимо выработать модель его поведения при чтении художественной литературы. Прежде всего, надо научить ребенка слушать. В нашем детском саду это достигается подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Воспитатели стараются заинтересовать ребенка пересказом отдельных, интересных эпизодов; выразительным чтением. Появление новой книги в группе это всегда праздник. Такое событие замечается всеми детьми. Новую книгу кладут на самое видное место, преподносят как подарок для группы.

Чтение художественных текстов проходит в группах ежедневно, оно вошло в привычку у детей и воспитателей. Чтение вслух проходит в непринужденной обстановке. Большие художественные произведения читаем несколько дней подряд. Между чтением большого произведения используем и короткие произведения по жанрам или тематической направленности. Сразу после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения относительно прочитанного, воспитатели беседуют о прочитанном или рассказывают об этом, когда дети занимаются другой деятельностью, созвучной содержанию произведения.

Эффективным механизмом формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг является взаимодействие с семьей. Именно семья с ее неповторимой атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, стилем внутрисемейных отношений, нравственной направленностью, любовью родителей, родных и близких обеспечивает детям защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору. Не только нехватка времени и нежелание являются причиной того, что родители не читают детям. Во многих современных семьях просто отсутствует домашняя библиотека. Одной из трудностей также является выбор подходящей книги. Помощь родителям в выборе книг оказывают воспитатели групп в виде информационных стендов или памяток и буклетов, например «Книга в кругу семьи», «А вы читали?», «Прочтите детям» и др.

Важно напомнить родителям о важности проведения совместного с ребенком досуга за книгой. Такое совместное чтение сближает членов семьи. Дети не чувствуют себя одинокими, а у родителей появляется возможность узнать круг интересов своего ребенка, поговорить с ним по душам и просто побыть вместе.

Хорошей формой воспитания любви к чтению художественной литературы является организация и проведение в сотрудничестве с родителями тематических дней, праздников, выставок, посвященных любимым книгам, писателям, поэтам, юбилейным датам, знаменательным датам (День космонавтики, день Земли, день рождения Г.Тукая, М.Джалиля, В.Бианки, Г.Х.Андерсена).

Одним из ведущих направлений в образовательной деятельности педагогов в нашем детском саду является речевое развитие детей. Более сложным в речевом развитии является приобщение детей к поэзии, воспитание желания учить стихи. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Наши воспитатели понимают, что необходимо четко отбирать произведения для заучивания. Это должны быть стихи из детской жизни: о веселых играх, забавах и игрушках, о домашних животных, о простых, но милых сердцу картинах родной природы. Мы знаем, что легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Маршака и других. Руководствуясь методами и приемами при заучивании стихотворения, воспитатели достигают в этом направлении больших успехов. Педагоги выработали основные правила:

- эмоциональное прочтение произведения;

- присутствие (по возможности) наглядности (веточка с осенними листьями, картина природы и т.п.). Ребенок быстрее запоминает, если содержание стихотворения ассоциируется с видимым, осязательным, ощущаемым, т.е. подключаются все виды памяти (слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная, тактильная);

- использование различных видов «театра»;

- сложные стихи учить по строчке, читать по очереди друг за другом;

- читать стихотворение от имени каких-либо героев (как бы прочитал стихотворение Винни - Пух, Незнайка, Карабас - Барабас и т.д.);

- драматизация стихотворения;

- чтение с микрофоном;

- чтение для кого-либо (для плюшевого мишки, для птички, для других детей и т.д.);

- «идем по лестнице» (имитируя ходьбу по лестнице, при этом, читая стихотворение (запоминанию способствует движение).

Мы заметили, что дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако, не всегда и не у всех детей есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений.

Мы считаем, что одним из способов повышения уровня коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, в т.ч. детей с ОВЗ, является участие в конкурсе чтецов. Участие детей в конкурсах чтецов обеспечивают духовное и патриотическое становление личности детей, воспитание у детей дошкольного возраста чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважения к семье, Родине, народным традициям, бессмертному воинскому подвигу народа средствами художественного образования и творчества.

Совсем недавно такой конкурс прошел в нашем районе. В ходе подготовительной работы педагоги формировали у дошкольников навыки выразительного чтения, работали над исполнительским мастерством. Как радостно воспринимали дети подготовку к конкурсу! Заметно, что радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности. Нам понятно, что выявление и поощрение талантливых детей среди воспитанников, предоставление им возможности для самовыражения способствует формированию у них духовных ценностей и нравственно-эстетических жизненных принципов; потребности читать художественную литературу, развивать и совершенствовать свою речь и память, разучивая стихотворения. А такие моменты, как участие в финальном этапе конкурса на муниципальном уровне и получение награды за свой труд способствует успешной социализации детей с нарушениями речи в общество.

Привлечь ребенка к чтению – одна из главных задач воспитания. Кто полюбит читать, тот приобретет для себя множество знаний, и нужно будет лишь внести в эти знания систему, чтобы создать человека образованного и, что самое главное, духовно богатого, сердечного, открытого людям, миру, добру.


Список литературы

1. Агуреева Т.Н. Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?// Справочник старшего воспитателя. – 2015. - № 3. –С.62-64

2. Кирстен А.Хэнсен, Роксан К.Кауфман, Кэйт Бэрк Уолш. STEP by STEP. Организация Программы, ориентированной на ребенка.

3.Лупан С. Поверь в свое дитя. Перевод с французского Дюшен Е.И., Суслович Н.Л., Ческис З.Б.

4. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с.























  • Сертификаты:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687