Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Современный урок литературы

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить (Эдисон)

Красавина Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории,
МБОУ «Гимназия №75» Московского района г. Казани

Ни для кого не секрет, что современные школьники, а вместе с ними и родители твердят, что читать не модно, не практично, что эти тексты даже в кратком содержании невозможно воспринять. Проблема настолько наболела, что в ее решение приходится вмешиваться правительству России. Президент В.В. Путин сначала дал указание разработать список из 100 книг, обязательных для чтения (мы все знаем о перипетиях данного перечня, когда изначальная идея фактически была уничтожена, о чем с болью говорили известные филологи), а теперь призывает вернуть в школу сочинение как итоговую аттестацию по литературе.

Но читать нужно, изучать литературу необходимо. Что могут сделать современные преподаватели? Могу поделиться собственным опытом. Через Педагогический университет «Первое сентября» я подписалась на дистанционный курс повышения квалификации Н.М. Свирниной «Способы построения и содержание интересного урока литературы». Автор говорит о том, что не столько курс литературы нашим детям не интересен, сколько способ преподнесения материала. Сейчас мы все активно вводим такие формы урока, как учебный проект, урок-мастерскую. Не спорю. Это интересно, но работа рассчитана на группу учащихся, а нам нужно будить мысль каждого ученика, заставлять читать всех, хотя бы отрывочками, хотя бы на уроках.

Автор курса предлагает интересную завязку урока вместо набивших оскомину целей, задач, эпиграфов из учебника. При подготовке к уроку в 11 классе по повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» я попыталась применить некоторые рекомендации Н.М. Свирниной. Во-первых, можно начать с необычного вопроса, которого учащиеся точно не ждут. Например, если бы вы оказались в лагере особого назначения, то какие способы выживания вы бы попробовали применить?

Во-вторых, можно использовать ассоциации. Например, каких героев русской литературы напоминает вам Иван Денисович Шухов?

В-третьих, можно использовать такой прием, как конкретизация: «За счет укрупнения плана текста остановить урок, заострив внимание школьников на посильном возрасту эпизоде, фрагменте, строфе конкретным, прямым вопросом или заданием... Конкретизация ведет к перечитыванию фрагмента для решения небольшой, но яркой задачи (загадки, странности, закономерности), существующей в тексте». Вернемся к повести Солженицына: «Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножёвкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». Объяснить, последнюю фразу, исходя из понимания идеи текста.

В-четвертых, можно пойти от высказывания самого писателя: «Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь». Далее учащимся предлагается объяснить смысл этого высказывания, опираясь на собственный жизненный, а также на читательский опыт (Чичиков, Обломов – Штольц, Жилин, господин из Сан-Франциско, Д-503 и т.д.), в слабом классе учитель может предложить отрывки из произведений («Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Обломов» И.А. Гончарова, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина, «Мы» Е. Замятина) для обобщения и сравнения того, как герои относятся к своему досугу.

Естественно, что учащихся весьма привлекает другой вид искусства, в котором звучит художественный текст. Например, при изучении повести Э. Хемингуэя «Старик и море» в конце урока был предложен для просмотра одноименный мультипликационный фильм Александра Петрова, на последнем уроке по творчеству А.П. Платонова мы анализировали мультипликационный фильм «Чевенгур» М. Максимова. Учащиеся живо обсуждают, в чем особенности интерпретации художественного текста, что удалось авторам фильма, а что нет (возможно, порой суждения примитивны, но они искренние, ребенок опирается на собственное видение текста).

Естественно, нельзя упускать такой вид, как литературная игра. Особенно это интересно учащимся, если охватывается вся параллель. Используя в качестве базовых задания городской игры «Виктория», мы разработали игры для 6 и 7 классов, включив многие программные тексты. При подготовке дети перечитывают произведения, зная, что спросят знание художественных деталей, жанрового своеобразия и т.д. Вот примерный перечень туров: реклама команды (визитка), они там жили (литературные места, связанные с именами писателей и поэтов), ода литературе (команды должны были сочинить тексты, опираясь на жанровые признаки), именной тур (имена литературных героев), узнайте писателя (по портрету), литературоведческий тур (знание теории), закончите фразу (лучше брать из тех произведений, которые не учились наизусть).

Самое сложное – это приучить деток носить на уроки литературы тексты тех художественных произведений, которые изучаются. Мы против чтения с экрана мобильного телефона, приветствуем электронные носители. Если текст есть на уроке, всегда можно заставить ребенка прочитать нужный эпизод, дать индивидуальное задание. В средних классах мы также привыкаем пользоваться полным текстом (например, в 7 классах полностью прочитаны повести Л.Н. Толстого и М. Горького «Детство»). На помощь учителю приходит и такой вид работы, как ведение дневника чтения, причем не только летом, но и в течение учебного года. Этот дневник, предложенный учителем нашей гимназии Горбуновой С.Г., имеет определенный вид, включающий следующие разделы: название произведения и его автор, тема произведения, идея, где и когда происходят описанные события, какие эпизоды понравились и почему, какие герои понравились и почему, над чем произведение заставило задуматься. Как видите, просто списать из интернета не получится, нужно оформить собственные мысли. Также на лето дается список книг, обязательных для чтения, приветствуется описание 2 книг по собственному выбору ребенка. Этот вид работы особенно привлекает школьников.

Конечно, можно понять учеников и их родителей: им трудно на уроках литературы, потому что здесь невозможно просто отсидеться, подремать, на этих занятиях нужно думать, уметь отстаивать собственное мнение, которое и сформулировать порой непросто. Нужно уметь не только логически мыслить, но и обобщать сведения о литературе разных периодов, многоплановость работы на уроке также не способствует его популярности: знать сюжет, особенности развития личности героя, теорию литературоведения, биографии писателей и т.д. Но все это формирует тот культурный фон, который влияет на развитие конкретной личности, становление гражданина России и просто ЧЕЛОВЕКА.



Использованная литература:


1. Свирнина Н.М. «Способы построения и содержание интересного урока литературы»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010г.

2. Солженицын А.И. Собрание сочинений: В 9 т. Т.1: Рассказы. 1958-1999 – М.: ТЕРРА, 1999г.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687