Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Современный урок литературы

«Научиться жить на земле, как люди...»

Макарова Эльвира Ильдаровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г. Казани

Межнациональные отношения – один из острых и болезненных вопросов современности. Моё искреннее, возможно, наивное убеждение, что межнациональные, межконфессиональные конфликты - во многом, от невежества, от снижения читательской активности современной молодёжи, либо от цинизма тех, кто молодыми неокрепшими умами ловко управляет. Полагаю, что люди, воспитанные на лучших образцах русской классической литературы, глубоко проникающие в мир психологических исканий, нравственных сомнений, сложных хитросплетений судеб литературных героев, чьи характеры, пусть и типизированы, но списаны из жизни, не могут стать слепым оружием в руках бездушных манипуляторов, использующих их жизни ради своих меркантильных интересов. Задача общества и школы, прежде всего, - образовывать, формировать личности, обладающие стойким иммунитетом против агрессии, ненависти, лжи, бездушия. Особое место в этом отводится, на мой взгляд, гуманитарным предметам, прежде всего, истории и литературе.

Классическая русская литература по своему содержанию и наполнению – непревзойдённый пример воспитания нравственных ценностей, которые на протяжении всего периода её развития являлись основой для формирования общественного сознания, личностного совершенствования, поскольку основа этих ценностей – доброе, любовное отношение к человеку.

Уважение и понимание ценности каждого, его права на свободу, душевные переживания, защиту своих личностных интересов – в центре внимания великих художников слова, сумевших показать сложность и неоднозначность человеческих взаимоотношений во всей их глубине и противоречивости.

Творчество Л.Н. Толстого – неиссякаемый источник уроков нравственности для любого возраста. Уже в 5 классе на уроках литературы мы начинаем знакомится с его психологическими этюдами, наблюдаем за характерами, проявляющими себя по-разному в сложных жизненных обстоятельствах. В программу по литературе для 5-9 классов Г.С. Меркина в 5 классе возвращён рассказ «Кавказский пленник». Это произведение заслуживает особого внимания в школьном курсе литературы, образовательную ценность которого высоко оценил С.Я. Маршак: «Вряд ли можно найти во всей мировой литературе более совершенный образец маленькой повести для детей» [5].

Рассказ «Кавказский пленник» написан Толстым для «Азбуки» — учебной книги для детей, которую он выпустил в свет в 1872 году. «Я хочу образования для народа», — говорил Толстой. В 1859 году он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда же с его помощью были открыты ещё двадцать три начальные школы в деревнях Тульской губернии, окружающих Ясную Поляну[6].

В центре внимания при изучении рассказа «Кавказский пленник» традиционно сравнение характеров двух офицеров, попавших в плен к горцам, - Жилина и Костылина. Сопоставляя героев, школьники легко приходят к выводам о храбрости, выносливости, жизненной стойкости Жилина и трусости, способности на предательство, безволии Костылина. Первый добивается своей цели благодаря энергии, упорству, чувству товарищества, воле, другой – раскисает, бездействует, полагается на судьбу, едва не погибает.

Автор наблюдает за героями, оказавшимися в одинаковых враждебных условиях, но так по-разному проявившими свои человеческие качества. Костылин трусливо смиряется, соглашается на все условия, выдвигаемые ногайцами, обречённо ждёт, когда за него пришлют выкуп. Жилин не теряет своего человеческого достоинства, смело, даже дерзко держится с горцами, за что заслуживает уважения с их стороны, которые видят в нём сильного соперника: «...вскочил чёрный, подошёл к Жилину.

-Урус, - говорит, - джигит, джигит урус!

Джигит, по-ихнему, значит, «молодец» [3, стр.277].

Анализируя поведение Жилина в плену, дети отмечают, что ему очень быстро удается завоевать расположение простых жителей аула к себе благодаря доброму отношению, общительности, они начинают ценить его за сметливость, умелые руки, то есть между врагами устанавливаются обычные человеческие отношения без вражды и ненависти. Но подчёркивая потепление в отношении татар (так называет автор жителей горного аула) к пленнику, Л.Н.Толстой подчёркивает, что так к нему относились не все: «которые всё, как на зверя, косятся» [3, стр.281].

В этом смысле важным оказывается анализ образа старика – джигита, ставшего муллой, который едва не убил Жилина, относился к нему крайне враждебно, требовал уничтожить пленника. На уроке подчёркивается важность этого второстепенного героя для понимания сложности взаимоотношений русских офицеров с горцами, против которых воюет царская армия. Почему Лев Николаевич Толстой уделяет ему особое внимание, рассказывает достаточно подробно в небольшом рассказе о его судьбе?

Вначале обсуждается портретная характеристика персонажа, раскрывающая мастерство писателя в создании художественного психологического портрета: «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. Бородка и усы подстрижены, - белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет – только два клыка. Идёт, бывало, в чалме своей, костылём подпирается, как волк озирается. Как увидит Жилина, так и захрапит и отвернётся» [3, стр.281].

Ученики отмечают использование сравнений в портрете, подчёркивающих натуру хищника в этом суровом старике («нос крючком, как у ястреба», «как волк озирается»); отмечают, что во многом описание внешности продиктовано восприятием самим Жилиным героя, исполненного ненавистью к русскому офицеру, отсюда использование оценочной лексики в изображении действий старика: «захрапит и отвернётся», «как визгнет», «клыки выставил», «злится, шипит».

Однако дальше в повествовании Жилин от хозяина узнаёт о трагической судьбе семьи муллы. «У этого старика семь сыновей погибло на этой войне, а восьмого он застрелил сам, когда тот перешел к русским. Старик был ослеплен ненавистью и требовал немедленной расправы над Жи­линым» [6].

Отвечая на вопрос о роли образа старика в рассказе, пятиклассники приходят к выводу о неоднозначности трактовки образов произведения, приходят к выводу об отношении самого автора к проблеме войны, непосредственного участника войны на Кавказе. Л.Н. Толстой показывает, что война – это страшное зло, он осуждает межнациональную рознь, ужасается, к чему может привести взаимная ненависть.

В этом смысле показательным является другой образ – образ девочки Дины, которая всем сердцем привязалась к Жилину и помогла ему бежать. Её описание проникнуто трогательным отношением автора и его героя к девочке: «тоненькая, худая, лет тринадцати», «глаза чёрные, светлые и лицом красивая». Обращаем внимание на оксюморон – глаза «чёрные», но «светлые». Дети делают вывод, что «светлые» глаза у Дины не по цвету, а по свету души, способной отзываться на доброту.

Размышляя над вопросом «Почему Дина помогла бежать Жилину, несмотря на то, что это грозило ей жестоким наказанием?», дети отвечают, что Жилин отнёсся к Дине по-отечески, как к дочери, с нежностью, был с ней ласков, заботлив, делал для неё кукол, тем самым завоевал её расположение, желание помочь. Она ведёт себя с ним, с одной стороны, пугливо, с другой стороны, не видит в русском офицере врага. Ею движет естественное человеческое чувство – помочь доброму человеку, оказавшемуся в беде.

Вместе с ребятами мы приходим на уроке к выводу о том, что не жестокость, ненависть и вражда помогают Жилину выйти из трудной ситуации, а помимо его личных волевых качеств, доброта, трудолюбие и сердечность. Это простой рецепт решения самых сложных запутанных жизненных ситуаций и конфликтов.

Лев Николаевич Толстой своим творчеством утверждал, что истинный патриотизм невозможен без уважения других народов: «Предпочтение одного народа перед всеми дру­гими, так же, как и эгоизм, никак не может быть доброе» [4]. Идеи писателя-пацифиста известны и широко обсуждаются не одно десятилетие, вызывают споры, неоднозначность трактовки. Однако изучение его произведений в школе, безусловно, способствует воспитанию лучших человеческих качеств, учит добру, миролюбию, нравственному совершенствованию.

Писатели – гуманисты в разных уголках мира единодушны в своём стремлении научить людей жить по-человечески, исходя из уважения друг к другу.

Известный драматург, мыслитель, философ Бернард Шоу утверждал: "Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди".

Неужели человечество никогда не научится извлекать уроки из истории и прослушиваться к лучшим образцам литературной и философской мысли, продиктованной любовью к человеку, к жизни?..


[7]. Письмо Толстого М.З. Здеховскому (о патриотизме): http://petrovitskaya.lifeware.ru/node/566

Список литературы

1. Афанасьева Т.М., Толстой и детство –М: Знание, 1978 г. – 95 с.

2. Буланов А.М., Философско-этические искания в русской литературе 2 половины XIX века ("Ум" и "сердце" в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого): Учеб. пособие по спецкурсу / А. М. Буланов; Моск. гос. пед. ун-т им. В.И.Ленина, Волгогр. гос. пед. ин-т им. А.С.Серафимовича – Волгоград: ВГПИ, 1991 г. - 117 с.

3. Меркин Г.С. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012

4. Письмо Толстого М.З. Здеховскому (о патриотизме): http://petrovitskaya.lifeware.ru/node/566

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кавказский пленник (рассказ)

6. http://www.kritika24.ru/page.php?id=2518

7. http://www.iessay.ru/ru/writers/native/



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687