Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Современный урок литературы

Воспитание нравственности на уроках литературы в рамках гимназического образования

Горшевикова Александра Германовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №9» Московского района г. Казани

Научить человека быть
счастливым нельзя, но
можно воспитать его так,
чтобы он был счастлив.
А.С.Макаренко

Сегодня, когда мы всецело поглощены внедрением требований ФГОС в образовательный процесс, когда несколько смещаются акценты воспитательной системы, особенно остро стоит вопрос формирования нравственных ориентиров подрастающего поколения.

Ни для кого не секрет, что снижение уровня нравственности наблюдается в мировом обществе в целом, но наиболее трагично обстоит дело в нашей стране с её многовековой историей, в основу которой некогда были положены устои нравственности. С помощью педагогов ребёнок должен овладеть компетенциями, которые помогут ему стать конкурентоспособной личностью. Мы много говорим о сохранении здоровья наших воспитанников, но ведь речь идёт не только о здоровье физическом, а прежде всего о здоровье духовном. И хочется верить, что настанет тот день, когда ключевой из личностных компетенций станет нравственность.

Несомненно, нравственные категории затрагиваются при изучении всех учебных дисциплин, но особая роль отводится предметам гуманитарного цикла. Так основной курс литературы в 5 классе начинается с изучения русского фольклора, неотъемлемой частью которого являются понятия Добра и Зла. Причём крайне важно сформировать у ребёнка, нацеленного на успех в жизни, осознание того, что Добро всегда побеждает Зло. Именно при изучении народных сказок ребёнок впервые задумывается над тем, что истинная красота человека – внутренняя (взять хотя бы известного всем Иванушку-дурачка).

Второй раздел – духовная литература, продолжая рассмотрение заданного направления, даёт свои ответы на поставленные вопросы: успех не всегда самоцель, зачастую приходится жертвовать своими интересами во имя утверждения Добра. Подлинные уроки нравственности преподаёт нам Владимир Мономах в своём Поучении, где наивысшей ценностью является человеческая жизнь, в том числе и своя собственная. Это ли не отрицание суицидальных проявлений?

Идём дальше и принимаемся за изучение Древнерусской литературы. Конечно, сегодня трудно говорить о полном принятии устоев Домостроя, но следует взять самое главное – взаимоотношения в семье. Если правильно прокомментировать некоторые постулаты, то ребята сами приходят к выводу о том, насколько важна семья в жизни каждого человека.

Литература восемнадцатого века базируется на актуализации патриотических чувств. Впервые на первый план выдвигаются отдельные личности, которые в то же время являются олицетворением своей страны. Чувство гордости за русского человека испытывают все учащиеся, когда узнают историю жизни М.В.Ломоносова.

Золотой век русской поэзии, как ни странно, гласит об отношении полов. Это восхищение вечной женственностью, кротостью, нежностью в девушке; и уважение к уму, решительности, ответственности в мужчине. Далее в прозе девятнадцатого века мы подключаемся к спору двух великих умов – Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского – о соотношении этического и эстетического в человеке.

Двадцатый век, с одной стороны, привлекает своей «революционностью», отрицанием всего старого, поисками новых путей; с другой – умением сохранить всё нажитое в литературе (и в обществе в целом) за долгое время. Имея дело на уроке преимущественно с читателем неискушённым, учитель с помощью богатейшего материала подводит своего ученика к мысли о том, что новаторство всегда стоит рядом с традициями (и не только в литературе).

Самое трудное – это сориентировать подростка (уже не ребёнка) на правильное чтение в многообразии современной литературы. Сегодня, как никогда ранее, мы понимаем, что среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество. Хочется верить, что среди литературных новинок мой ученик выберет книги Юлии Вознесенской, Елены Чудиновой, а не «Сумерки» - сагу о вампирах.

Книга учит всему, книга учит жизни, а учитель должен научить ребёнка не просто читать, а вчитываться и воспринимать самое ценное, отделяя «зёрна от плевел». Именно поэтому вся работа учителя-словесника за семилетний период (с пятого по одиннадцатый класс) направлена на то, чтобы молодые люди – наши вчерашние ученики – умели делать правильный выбор в пользу нравственности в своей долгой будущей жизни.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687