Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Современный урок литературы

Нужны ли уроки литературы современному школьнику?

Гиматутдинова Ирина Львовна, директор МАОУ «Школа №141»
Чугунова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа №141»
Советского района г. Казани

«Русская литература выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности... Русская литература перестала быть только искусством в ряду других искусств и стала универсальным, синтетическим явлением культуры», - утверждает российский философ и культуролог И.В.Кондаков. Почему же в наше время кому-то приходит в голову мысль о том, что современная школа может обойтись без уроков литературы, как когда-то обошлась без латыни? Кто, когда и как пришёл к выводу о том, что литература несёт развлекательный характер, а значит её изучение – нерациональная трата времени?

Сколько бы ни говорили о том, что формирование эстетического идеала школьника происходит на всех уроках, мы понимаем, что речь, в лучшем случае, идёт об уроках гуманитарного цикла, а если быть до конца честными, то в большей степени – на уроках литературы. Величайшее значение русской литературы заключается в том, что она подводит читателя к пониманию той особенной системы нравственных ценностей, без которой сложно представить себе современного культурного человека.

Д. С. Лихачёв называл чтение основным способом интеллектуального развития. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах начального общего и основного общего образования, где оно рассматривается как универсальное учебное действие, как один из основных способов работы с информацией и как средство воспитания и развития учащегося. Несмотря на то что чтение представляет собой средство освоения и поддержания интеллектуальных, духовных и мировоззренческих ценностей общества, количество нечитающих в России постоянно увеличивается.

Итак, портрет «человека читающего» сегодня. Как отмечали эксперты, работавшие над Национальной программой развития чтения, современную ситуацию в России можно определить «как системный кризис читательской культуры: страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». По данным исследовательского центра Юрия Левады, 46% россиян вообще не читают книг (в 2003г. их было 40%).Среди тех, кто читает книги, большая часть – это люди старше 50 лет, 16% - 18-24-летние, 14% - 25-39-летние. Эти цифры говорят о том, что молодые родители, приводящие детей в школу, сами представляют малочитающий или нечитающий слой населения. Снижается и активность чтения: 35% прочитывают одну книгу в месяц. Доля российских семей, не имеющих дома книг, составляет 24%! И лишь 8% родителей читают своим детям вслух...

О негативных тенденциях говорят и социологи детского чтения. По их данным, первую группу составляют дети 10-12 лет, которые читают плохо и, как следствие, мало. Они с трудом справляются с обязательным списком по литературе. Вторая группа- среднечитающие дети. Они, как правило, читают литературу, издаваемую массовыми тиражами, а также дешевые журналы, что сильно замедляет их читательский и личностный рост. Даже активно читающие дети читают меньше, чем, скажем, 5 лет назад.

Каждая из названных проблем должна решаться профессионалами в разных областях. На наш взгляд, плохо читающие дети, равно как и дети, теряющие интерес к чтению по причине слаборазвитых умений и навыков или неумения понимать язык художественного произведения, – это проблема школы. И здесь, без сомнения главенствующая роль принадлежит учителю. Учитель, который в изучении художественного произведения умеет «проверять алгеброй гармонию», мастерски соединяя литературоведческий анализ с анализом важнейших нравственных, этических проблем, поднимаемых в произведении, почти всегда умеет воспитать «человека читающего». Более того, необходимо рассматривать методики обучения чтению художественного произведения, опираясь на самые современные научные данные. Важно обучить прежде всего учителя разнообразным стратегиям, приемам и технологиям, иными словами, сделать методику обучения чтению художественного произведения инновационной.

Приобщение ребенка к чтению, его развитие как читателя – задача и школьного библиотекаря. Многое здесь зависит от того, насколько хорошо укомплектованы фонды библиотеки, подготовлен библиотекарь; от того, в какой мере его работа по взращиванию читателя соотносится с его обязанностями; насколько он готов обсуждать запрашиваемую книгу и рекомендовать другую, медленно выводя ребенка на путь чтения качественной литературы.

Известно, что если к 12 годам ребенок не становится активным читателем, если в свободное время он не читает самостоятельно выбранные книги, то этот пробел в полной мере он никогда не восполнит. Подросток не обратится к детской литературе, взрослый не станет читать ее детям. А ведь именно художественная литература формирует личностные ценности, закладывает основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства.

Читательская активность в педагогическом смысле связана со стадиями воспитания и обучения в образовательном процессе. По меткому замечанию А.В. Петровского, воспитание представляет собой создание фонда «хочу», а обучение – фонда «могу». Активность, по А.В. Петровскому, в которой «хочу» и «могу» выступают совместно, принято называть «устремлением». Если «могу читать» переходит в «хочу читать», тогда возможность читать превращается в побуждение читать, а удовлетворение желания почитать стимулирует рост возможности чтения.

Отсюда вывод: мало научить учащегося читать в смысле «декодировать текст», мало сформировать и развить у него навыки техники чтения. Необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, постепенно постигая более сложные литературные и документальные формы текста, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность и чтобы в итоге он стал «человеком читающим», личностью, владеющей культурой чтения.

А имеет ли современный выпускник школы своё мнение о роли книг в жизни человека? Нужны ли уроки литературы современному школьнику? Что необходимо современному школьнику на уроках литературы? Что читают выпускники? Что дало им изучение литературы в школе? Именно на эти вопросы мы попросили ответить учеников нашей школы в форме эссе, фрагменты которых хочется представить вам.

Вопрос «нужны ли уроки литературы современному школьнику?» вызвал у многих детей, как минимум, недоумение, а у некоторых – негодование: « Я считаю, что задавать этот вопрос просто дико. Школьная программа неполноценна была бы без этих уроков. Чему вообще сможет научить школа без литературы? Быть алчным калькулятором? Думаю, если литературу уберут из школьной программы, мои дети в школу не пойдут. Не хочу, чтобы процесс социализации у них прошёл среди бездушных роботов».

Проведение урока литературы – процесс тонкий и творческий. Критерии оценивания урока «плохо-хорошо» у каждого свои. Но, безусловно, высшей точкой самооценки учителя литературы после урока является состояние - «душа поёт», а петь она может, когда понимаем, что смогли выступить в роли проводников мыслей и чувств автора, тронув какие-то очень важные струны души ребёнка, пробуждающие лучшие человеческие стороны. Сомнений всегда много. Нужно ли вдаваться в тонкости анализа текста так часто, как мы это делаем? Послушайте, что пишут дети: «Бывает так, что в произведении хочется поселиться, побыть там, почувствовать его... Оно такое нематериальное и в то же время запредельно ощутимое. Разборы тропов и фраз спускают с небес на землю. Куда-то исчезает волшебство».

На вопрос «что дало мне изучение литературы в школе» самым лаконичным стал ответ в одно слово: «Меня». Тут уж не прибавить, не убавить...

Может, кому-то покажется банальным следующее размышление ребёнка, но оно аккумулирует суть того, о чём писало большинство детей: «Изучение литературы научило меня тому, что жизнь нужно прожить по совести, что душа дороже золота, что нужно любить Родину и быть её патриотом, что нужно беречь любовь».

И, наконец, «топ-десятка любимых произведений». В классе, который отвечал на предложенные вопросы, - 26 учащихся. Нет отличников, есть матёрые троечники. Не было ни одной анкеты, в которой бы дети не смогли определить круг своих читательских приоритетов. Что же читает современный школьник? Кто сказал, что в государстве происходит спад читательской активности среди молодёжи? Вслушайтесь в имена любимых старшеклассниками авторов: Виктор Гюго, Бернард Шоу, Фёдор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Валентин Распутин, Иван Андреевич Гончаров, Ли Харпер, Евгений Гришковец, Александр Сергеевич Грибоедов, Харуки Мураками, Рэй Бредбери, Александр Дюма, Маргарет Митчелл, Эрнест Хемингуэй, Александр Солженицын, Жюль Верн, Михаил Булгаков. Спросите, почему не перечислили все известные имена отечественных и зарубежных писателей? Но весь фокус в том, что фамилии этих авторов были поставлены на первое место! Самым удивительным стало то, что четверо учащихся как лучшую из прочитанных книг назвали роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», а трое – «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского. С последним всё вообще не так просто... В каждом выпуске находится хотя бы один (одна) «подсевший» в 10-м классе на «Раскольникова» и уже на умеющий остановиться в постижении философии писателя.

Таким образом, может быть, всё-таки начинается Эпоха Возрождения Читателя?



  • Сертификаты:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687