Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Современный урок литературы

Диалог культур в поликультурном образовательном пространстве

Насибуллина Люция Мударисовна, учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г. Ибрагимова» Московского района г. Казани

В нашей татарской гимназии №17 коллективом учителей активно решаются вопросы интеграции национальных культур в рамках реализации программы воспитания «Человека культуры», что позволяет вести истинный диалог культур, вернее полилог – татарской, русской и британской. На уроках гуманитарного цикла интенсивно используется технология «Диалога культур». Модель современного национального образования на основе диалога родной и русской культур способствует формированию и развитию билингвальной, бикультурной, толерантной личности, потому что только подлинный диалог культур способен обеспечить культурный запас учащихся, и только благодаря диалогу культур происходит формирование человека духовного, человека культуры.

Главным содержанием урока является понимание тех исторических процессов, которые отражены в произведениях русских, татарских и зарубежных писателей, формирование умения давать правильную оценку этим процессам, выражение чёткой жизненной позиции, а также формирование речевых навыков, интеллектуального развития и успешной коммуникации учащихся. Изучая литературный и исторический процесс, учащиеся сами приходят к выводу, что параллельное изучение произведений дает возможность расширить границы того курса, который я веду. Они начинают видеть много общего в судьбах писателей, в сюжетах, в характерах героев произведений. Актуальность этих уроков заключается, в первую очередь, в формировании уважительного отношения к литературному наследию и культуре других народов.

В рамках реализации этой программы на семинарах различного уровня были показаны уроки, например, «Урок-диалог «Судьба или случай?» (по повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист», 9 класс)» в рамках республиканского семинара учителей русского языка и литературы «Речемыслительная деятельность на уроках русского языка и литературы»; «Урок внеклассного чтения «Чем жив человек?!...» (по роману П.Коэльо «Алхимик», 11 класс) и «Средства речевой выразительности» (урок русского языка в 11 классе) на семинаре городского методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Готовность учителя к введению и реализации ФГОС: мотивация, предметная компетентность, мастер-класс».

Мною созданы и апробированы проекты по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», в которой решаются проблемы чести, долга, товарищества, любви к родине; по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник», где изображены христианские праздники и традиции, помогающие понять характеры главных героев; по повести Лескова «Очарованный странник», в которой представлена широкая панорама жизни народов России; по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени», где учащиеся знакомятся с традициями и обычаями народов Кавказа; по произведению А. Приставкина "Ночевала тучка золотая», в котором исследуется проблема межнациональных отношений и другие. Сейчас проектной деятельностью активно занимаются и мои ученики, и ими созданы презентации по творчеству поэтов и писателей 19 - 20 веков: «Мир М. Цветаевой», «Л. Н. Толстой», «Тукай и Лермонтов», «Песнь о Есенине», «Жизнь и судьба Р. Гамзатова», «П.Коэльо – больше, чем писатель», «Человек должен следовать своей мечте?!» к урокам внеклассного чтения по романам Пауло Коэльо «Алхимик» и «Дьявол сеньорита Прим» и другие, которые успешно используются на уроках литературы.

К проектной деятельности привлекаю и учащихся, начиная уже с пятого класса. Например, после изучения раздела «Устное народное творчество» на уроках внеклассного чтения учащиеся выполняют групповой проект по русской народной сказке «Морозко» и татарской народной сказке «Падчерица». Их цель сравнить не только сюжет, образы главных героев, но и представления разных народов о нравственных идеалах. Такой диалог культур служит средством установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, становится средством формирования умения жить в многонациональной стране

Результатом использования данной технологии является активное участие моих подопечных в конкурсах и научно-практических конференциях различного уровней. Например, Ахметщин Азат, Раимова Камилла стали призёрами в муниципальном конкурсе чтецов «Целый мир от красоты», посвящённом 190-летию со дня рождения А.Фёта. Гиниятуллин Алмаз, Габидуллин Нияз, Зарипова Рания, Шайхутдинова Раиля в конкурс чтецов «Эхо любви», посвящённом юбилею Р. Рождественского, заняли весь пьедестал почёта, став победителями и призёрами конкурса.

На Всероссийский конкурсе эссе "Мысли вслух!" Ахмадуллина Фарида стала обладателем Диплома III степени в номинации «Самая филологическая работа» и получила Приз зрительских симпатий. Габидуллин Нияз, Мухамедзянов Булат, Замалеев Ильнур – победители и призёры Всероссийского конкурса творческих работ «Не стреляй!». Минсадыкова Лейсан – победитель Республиканского конкурса-эссе, посвященного Дню русского языка. В Республиканском конкурсе творческих работ по антикоррупционной тематике «Будущее моей страны – в моих руках» Багавиева Айгуль стала победителем в номинации «За глубину раскрытия темы» и получила Благодарность прокуратуры Республики Татарстан. В литературной игре «Виктория», посвящённой 180-летию пребывания А.С. Пушкина в Казани, мои ученики были награждены Дипломом за лучшую инсценировку отрывков из произведений А. С. Пушкина. Емекова Айгуль за исследовательскую работу «Герои своего времени...» (по романам М, Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века») была удостоена на Рождественских чтениях РТ Дипломом 1-й степени и отмечена Дипломом на Поволжской научной конференция имени Н.И.Лобачевского.

Изучение культуры, традиций и обычаев русского и татарского народов реализуется не только на уроках родного языка и литературы, но и в рамках воспитательной программы «Мирас» («Наследие»), которая способствует формированию гражданственности, патриотизма, интернационализма, национальной гордости и самосознания учащихся на основе татарской национальной культуры и языковой среды. Традиционная неделя русского языка и литературы привлекает всех учащихся, создаёт благоприятные условия для реализации творческих возможностей. Мы встречаемся с разными писателями, певцами и артистами и другими деятелями культуры.

Подводя итог, необходимо отметить, технология «Диалог культур» является одной из основных технологий как в учебной, так и воспитательной деятельности. Использование данных технологий позволяет не только оптимизировать труд учителя, но и помогает добиваться высокой результативности в обучении и воспитании билингвальной, бикультурной, толерантной личности, в формировании межкультурной компетенции.


Список литературы

1. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975. 2. Влащенко В. Поиск истины в диалоге. Что является главным на уроке литературы? Литература. Приложение к «ПС». 1996. №23. 3. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. 4. Р. Ф. Мухаметшина. Диалог русской и татарской культур в литературном образовании учащихся национальных школ Республики Татарстан, К. – 2007 5. Русский язык в диалоге культур: Сборник статей/Под редакцией А.А. Климова и А.В.Фоменко.- М. ЛЕНАНД, 2014. – 160 с.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687