Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Лаборатория учителя-словесника

Учебные книги профессора Л.З.Шакировой как средство развития исследовательских способностей старшеклассников

Хайрутдинова Маргарита Ильинична, учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ «Гимназия №52» Приволжского района г. Казани,
победитель ПНПО-2008

Учебники и учебные пособия, созданные профессором Л.З.Шакировой, доктором педагогических наук, востребованы уже давно не одним поколением учителей школ Республики Татарстан с русским (родным) языком обучения. Они привлекают нас, практиков, своей лингвистической соотнесенностью с научной моделью времени, тщательно продуманной логической структурой учебной книги и ее разделов, текстовой основой изучения употребления языковых единиц. Принципы отбора и организации материала обеспечивают индивидуальный подход к его освоению, развитие критического мышления как основы исследовательской способности одаренных детей. «Курс русского языка в 10 классе, – пишет Л.З.Шакирова, – мыслится как систематический, то есть предполагающий не только углубленное повторение изученного в предыдущих классах, но и обогащение знаний учащихся сведениями системного и функционально-коммуникативного характера, которые помогают старшеклассникам обеспечить стойкое умение пользоваться языком как средством общения» [Шакирова 2007: 3].

Значительные возможности по развитию исследовательских способностей старшеклассников заключает в себе раздел «Глагол» в учебном пособии для 10 класса «Русский язык» (Казань: Магариф, 2007). Подготовка к первому занятию на тему «Глагол – самая сложная и самая емкая категория русского языка» (В.В.Виноградов) требует от старшеклассников знакомства с высказываниями выдающихся ученых-лингвистов о семантической насыщенности и лексическом разнообразии русского глагола, сложной системы его категорий и форм.

Ключевым становится понятие формообразующей основы в сфере русского глагола как звукового комплекса в пределах одного из видов – совершенного или несовершенного. Отсюда вытекает необходимость углубления сведений о двух основах глагола – основе инфинитива: реша- (ть), – реши-(ть) и основе настоящего (будущего простого) времени: решаj- и реш-. Л.З.Шакирова справедливо отмечает: «Необходимое представление о двух основах глагола в пределах одного вида может сложиться у учащихся лишь в результате сопоставления двух рядов производных глаголов» [Шакирова 2007: 71]. Правильному выделению основ помогают навыки транскрибирования видовых форм. Структурно-семантический подход реализуется в определении формообразующих основ, системно-функциональный – в понимании совокупности глагольных форм в пределах одного вида (см. упр.467). Исследовательские навыки старшеклассников получают свое развитие при осмыслении последовательности изучения форм прошедшего – непрошедшего (настоящего, будущего) времен глагола (см. упр.438-440, 451, 454).

Ценность учебного пособия Л.З.Шакировой заключается в том, что изучение вида глагола предшествует изучению системы форм времени. Разграничение понятий вида и способа глагольного действия закрепляет навыки распознания явлений формообразования и словообразования. Учебный материал формирует умения старшеклассников устанавливать причинно-следственные связи между выбором форм и грамматическим (видовым) значением основы (см. упр.405, 407).

В процессе работы по учебному пособию Л.З.Шакировой старшеклассники развивают свою философскую культуру, познают на конкретных текстах явления тождества и различия. Весьма существенным приобретением являются для обучающихся сведения о грамматической синонимии глагольных форм (см. упр.457). Ее усвоение дает возможность предложить текстовый анализ грамматических глагольных синонимов в художественном произведении. Наконец, информация о причастиях и деепричастиях как глагольных формах развивает критическое мышление старшеклассников, позволяет включиться в дискуссию о грамматическом статусе [Шакирова 2008: 37]. Логически выстроенный теоретический материал о русском глаголе дает возможность учащимся видеть обоснованное функционирование определенных глагольных форм в различных типах простого предложения, в пределах таких типов текста, как описание и повествование, то есть познавать систему русского языка во взаимосвязи явлений разнообразных уровней.

Использовать учебное пособие Л.З.Шакировой и Л.С.Андреевой можно при подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Учитывая тот факт, что самой сложной частью ЕГЭ является часть С, критерии оценки которой связаны с умением выпускника правильно анализировать прочитанный текст, понимать его содержание, выявлять проблематику исходного текста и позицию автора и т.д., начинать работу следует с заданий о родном крае (раздел «Родная речь»). Процесс подготовки к ЕГЭ можно рассмотреть на примере разбора фрагмента из произведения И.Бунина «Антоновские яблоки».

Предтекстовые задания, связанные с уточнением значения лексической единицы, способствуют развитию у учащихся умения учитывать синонимию грамматических форм. Например, комментарий словосочетаний (погожая осень – благоприятная, с хорошей, солнечной погодой; коралловые рябины – ярко-красные, багрово-темно-красные; бирюзовое небо – зеленовато-голубое) обогащает словарный запасу учащихся. Подбор синонимов к выделенным в предложениях глаголам (Ветер по целым дням рвал и трепал деревья. Дожди поливали их с утра до ночи) совершенствует умение использовать в письменной речи языковые средства выразительности. А задание по определению видов глаголов (выпадать, поредеть, упасть, ссыпаться, окружать и т.д.) с последующим образованием от них всех возможных форм причастий и деепричастий актуализирует знания учащихся о системном противопоставлении по виду глагольных форм.

На втором этапе работы выполняются следующие задания: прочтение текста, выявление тематики и проблематики произведения, осознание смысла названия, членение текста на смысловые части с учетом ключевых слов, определение стиля текста по его характерным признакам, объяснение понимания некоторых метафорических выражений и т.п.

Послетекстовые задания, направленные на выявление личностных впечатлений учащихся, предполагают ответы на вопросы: Случалось ли вам наблюдать за садом в разное время года, за яблонями разных сортов, принимать участие в уходе за ними, в уборке урожая плодов и ягод? Итог работы – творческое задание: написание сочинения-миниатюры об осени.

Вспоминая пройденный материал и закрепляя его, учащиеся обращаются ко всем разделам языкознания, учатся находить в тексте языковые средства выразительности и грамотно, уместно использовать их в соответствии с современными нормами литературного языка. Система работы по учебному пособию Л.З.Шакировой помогает успешной подготовке к сдаче ЕГЭ и дает возможность говорить о преемственности преподавания русского языка не только в вузе, но и в общеобразовательной школе, гимназии, лицее (ученый – учитель – ученик).

Изучение русского языка по лингвометодической системе профессора Л.З.Шакировой обеспечивает высокий результат ЕГЭ, участие старшеклассников в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях. В учебном пособии «Русская речь» прослеживается система комплексных заданий по анализу текста, способствующих развитию исследовательских навыков. Таким образом, учебные книги по русскому языку, созданные Л.З.Шакировой, являются не только ценным материалом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, но и средством развития исследовательских способностей старшеклассников.

Гимназия №52 Приволжского района г. Казани в течение многих лет сотрудничает с кафедрой русского языка ТГГПУ. В 2004-2005 учебном году члены Научного лингвистического общества старшеклассников, основанного в 1998 году по инициативе доцента кафедры русского языка Л.С.Андреевой, работали над осмыслением темы «Научные династии Казани». В ходе подготовки к 200-летию Казанского университета и 1000-летию города гимназистами было проведено изучение редких библиографических источников, о результатах которых они доложили на историко-лингвистические чтениях «Научные династии Казани» в Клубе любителей казанской старины при Национальном музее. Доклад на тему «Линия жизни династии Шакировых в свете новых публикаций» был подготовлен ученицей 10 класса Мушараповой Диной. На 2-й Всероссийской научно-практической конференции «В.А.Богородицкий и современные проблемы исследования и преподавания языков» (2009 год) Ганиева Рания, ученица 9 класса гимназии №52, выступила с результатами своей исследовательской работы на тему «Семантика глаголов психического и физического состояния героев рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления», научной основой которой послужил теоретический материал о русском глаголе, разработанный в учебных книгах профессора Л.З.Шакировой.

Одним из направлений деятельности Лингвистического общества старшеклассников по формированию языковой личности гимназиста в процессе самообразования является работа с материалами учебного пособия «Русская речь» под редакцией Шакировой Л.З., Андреевой А.С. (Казань, 2005). Авторы учебного пособия, получившего высокую оценку в разных городах России, определяют конкретные приемы и методы, способствующие формированию элитарной языковой личности школьника, например: роль высокохудожественных текстов в развитии языкового сознания старшеклассников; самостоятельное освоение информации о диалоге культур; выполнение всех творческих заданий к тексту как индивидуальное средство формирования языковой личности. Работа с ученическим коллективом по учебнику «Русская речь», где индивидуально выполняются все задания, связанные с освоением диалога культур, привлекает внимание учащихся к изучению языка, способствует творческому развитию речи и филологической грамотности выпускников, а значит, готовит социализированного гимназиста, нужного вузам.


Литература

1.Андреева Л.С., Хайрутдинова М.И. Элитарная языковая личность современного гимназиста: пути и средства ее формирования в контексте диалога культур/ Татьянин день: сборник статей и материалов пятой республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в ХХI веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т.А.Геллер (23-26 января 2008 года, Казань). – Казань: РИЦ «Школа», 2008. – Вып. 5 – Ч.I. – С.287-300.

2. Шакирова Л.З. Лингвистика как база обучения русскому языку/ Л.З.Шакирова// Педагогическая лингвистика: концепции и технология – Казань: Магариф, 2008 – С.36-40.

3. Шакирова Л.З. Русский язык в десятом классе татарской школы: Методические указания к учебнику. – Казань: Магариф, 2007. – 111с.

4. Шакирова Л.З. Русская речь: учебное пособие/ Л.З.Шакирова, Л.С.Андреева: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, педучилищ. – 3-е изд., доп. – Казань: Магариф, 2005. – 175 с.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687