Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Лаборатория учителя-словесника

Приобщение школьников к чтению средствами Интернет-проекта

Белова Татьяна Алексеевна, МБОУ «Школа №89» Ново-Савиновского района г. Казани,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Мысль о том, что современные подростки читают мало, не нова. Именно поэтому развитие мотивации к чтению - одна из важнейших проблем, стоящих перед учителем русского языка и литературы. Существенную помощь в её решении может оказать обращение к различным конкурсам, которые проводятся в сети Интернет. Опыт нашей работы показывает, что многие из них обладают серьёзными обучающими и развивающими возможностями. В первую очередь к их числу относится конкурс "Книжный эксперт XXI века", который проводится на сайте Интернет-журнала "Папмамбук" (http://www.papmambook.ru/).

В практике нашей работы уже в 5 классе на уроках литературы школьники знакомятся с жанром отзыва и ведут читательские дневники в соответствии с программой чтения на год. Однако каждому ребенку хочется, чтобы его сочинение было прочитано вслух, получило независимую оценку. Такие возможности даёт конкурс "Книжный эксперт XXI века", участие шестиклассников в котором в 2014-2015 учебном году было организовано в виде долгосрочного проекта, состоящего из нескольких этапов.

этап

содержание

деятельность учащихся

1

Знакомство с сайтом "Папмамбук" и условиями конкурса.

Ориентируются на сайте, находят нужную информацию.

Вспоминают алгоритм написания отзыва.

Определяют понятийный аппарат (отзыв-эссе).

2

Написание конкурсной работы и размещение её на сайте.

Выбирают книгу для написания отзыва (эссе).

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей, впечатлений при написании отзыва (эссе).

Печатают и сохраняют текст в редакторе word.

Регистрируются на сайте проекта.

Размещают материалы на сайте в соответствии с заданными условиями.

3

После оценивания эссе членами жюри ученики пишут ответ на вопрос: "Почему моя работа не получила 30 баллов?"

Анализируют результаты собственной деятельности.

4

Обсуждение письменных работ и составление памятки "Как сделать отзыв интересным" (приложение 1 ).

Участвуют в дискуссии на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия.

Составляют памятку.

5

Подготовка к новому сезону конкурса, выбор книг для чтения (приложение 2).

Выбирают литературу для чтения в соответствии с личностными запросами.


В 2014-2015 учебном году в конкурсе "Книжный эксперт XXI века" участвовало 30 моих учеников. Ни один из них не прошел во второй этап, и только одна работа набрала 25 баллов. Шарафутдинов Айдар, её автор, получил свидетельство о публикации, а само эссе было размещено в интернет-журнале «Папмамбук» в рубрике «Мне больше десяти, и я читаю это!». Результат? Безусловно. Кроме того, дети проявили интерес к тем книгам, отзывы на которые они прочли на "Папмамбуке", попросили дать ссылки на электронные версии некоторых произведений, а также с удовольствием начали подготовку к третьему сезону "Книжного эксперта XXI века".

Однако конкурс продолжился для тех, кто прошел во второй его этап, а тема, предложенная для написания эссе ("Нужен ли историям конец?"), неожиданно оказалась созвучной материалу уроков литературы не только в 6-м классе, на которых изучался роман А.Пушкина "Дубровский", но и в 11-м при изучении романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Очевидным оказалось следующее задание - написать эссе на предложенную тему (приложение 3).

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что участие в литературных Интернет-проектах позволяет учителю решать задачи активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, мотивировать их к чтению и достигать результаты, предъявляемые новыми образовательными стандартами.


Приложение 1

Как сделать отзыв интересным

1. Можно работать с названием книги.

2. Можно сравнивать книгу с похожими по смыслу (сюжету) произведениями.

3. Можно проводить аналогии с жизненными ситуациями.

4. Можно раскрывать тему через вопросы.

5. Можно придумать оригинальный заголовок.

6. Можно ввести оценочную шкалу.

7. Можно описать обложку.

8. Сохранять интригу.

9. Не пересказывать сюжет.

10. Следить за стилем.


Приложение 2

Список книг для внеклассного чтения

(современная литература для подростков)

1. Д.Бойн "Мальчик в полосатой пижаме"

2. Р.Буйе "Всё из-за мистера Террапта"

3. Э.Веркин "Через сто лет", "Кусатель ворон", "Облачный полк"

4. Д.Гроссман "Дуэль"

5. В.Драгунский "Он упал на траву"

6. К.Драгунская "Большая меховая папа"

7. Г.Диков "Диковины", "Белый волк"

8. Н.Евдокимова "Конец света"

9. А. Жвалевский, Е.Пастернак "Шекспиру и не снилось", "13-я гимназия", "Время всегда хорошее"

10. Д.Казаков "Московская метель"

11. Т.Крюкова "Костя +Ника"

12. Е.Ленковская "Спасти Кремль", "Сокровища Рифейских гор", "Две кругосветки"

13. Е.Мурашова "Класс коррекции"

14. Ж.Мурлева "Зимняя битва"

15. Б.Окуджава "Будь здоров, школяр"

16. Д.Пеннак "Глаз волка", "Собака Пёс"

17. Д.Сабитова "Три твоих имени"

18. Л.Сашар "Ямы"

19. А.Тор "Остров в море"

20. Энн Файн "Мучные младенцы"


Приложение 3

Нужен ли историям конец?

Я прочитал много историй. Они были и грустными, и весёлыми, и длинными, и короткими. Самыми запомнившимися из них оказались для меня два романа -"Дубровский" и "Робинзон Крузо".

Произведение Д.Дефо захватывает с первых страниц. Читая его, переносишься на необитаемый остров, проживаешь всю жизнь героя так, как будто все приключения происходят не с персонажем, а с тобой. Концовке романа посвящена целая глава. Вместе с Робинзоном мы возвращаемся домой. Как говорится, всё коротко и ясно.

Мы закрываем эту книгу и открываем другую. Переносимся в Россию 19 века. Мы начинаем жизнь с чистого листа. Дворяне, крепостные, усадьбы... Такое прекрасное время... И вот мы пережили все события, подошли к концу. И... это всё: "По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу". А что же дальше??? Конечно, роман превосходный. Но вот концовка не помешала бы!

Итак, я сторонник концовок. Ведь читатель проживает всю жизнь героя. И что получает взамен? Жил, жил, а дальше что? Иди хоть куда? Нет уж, так не пойдёт. Концовка нужна однозначно! (Тарасов Владислав, 6А класс)


Нужен ли историям конец?

Наверное, это будет звучать странно, но сегодня я хочу раскрыть свою страшную тайну. Я - обманщик и жулик, а это - чистосердечное признание литературного мошенника. Как и всякий мошенник, я нарушаю правила, неписаные правила, установившиеся между автором и читателем. Читатели-праведники назовут меня литературным уродом или модным, но мало кому понятным словом "спойлер". Вы уже поняли, в чем мой грех? Да, я заранее знаю, чем закончится ваша любимая история, потому что первым делом читаю финал, последние страницы книги.

Конечно, вы спросите меня, почему я начала с этой странной исповеди. Всё просто: мне интересно узнать, так же безразличны вы к концу истории, как я. Поэтому давайте порассуждаем: нужен ли историям конец?

Что такое конец истории? Это точка, момент, когда на все вопросы получены ответы, когда пропали все белые пятна повествования, когда утрачена возможность дальнейшего развития. Согласитесь, такая точка - ночной кошмар любого читателя. Мы лишаемся возможности фантазировать, воображать, жить с любимыми героями. Конец обрывает связь, установившуюся между историей и её читателем.

Не знаю, думал ли М.Булгаков о бесконечности. когда работал над своим таинственным романом "Мастер и Маргарита", но именно это произведение можно считать яркой иллюстрацией моих мыслей.

Бесконечностью, сохранившейся тайной оканчивается любимая миллионами книга. Сможет ли кто-то из нас точно ответить на вопрос, чем закончился роман Мастера? Никогда. Человек в плаще и его спутник Понтий Пилат поднимаются всё выше к луне. Они покидают нас, оставив за собой право скрыть будущее, оставив сотни вопросов: "Куда они ушли? Что будет дальше? О чем они говорят?" Ответы на эти вопросы мы никогда не узнаем.

То же самое можно сказать и о судьбе Мастера и Маргариты. Герой награжден покоем. Воланд позаботился об этом. Но что такое "покой"? Что будет дальше с любовниками? Куда забрал их Воланд? Мы этого не знаем, а значит, история Мастера и Марагриты не имеет конца. Их жизнь (?) теперь в наших руках, только от нас, нашей фантазии будет зависеть их судьба.

Возможно, это эгоистично, но я хочу, чтобы истории не заканчивались, а герои жили дальше. Конец - формальность. История бесконечна. (Феоктистова Анастасия, 11А класс).



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687