Ахматова Татьяна Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей-интернат №7» Ново-Савиновского района г. Казани
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 923 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400» для обучающихся XI классов в декабре последнего года обучения проводится итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др.; это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формирование коммуникативных умений, развитие логического и абстрактного мышления, раскрытие эстетической способности, пополнение фактических знаний и др. – определяет актуальность такого вида творческой деятельности обучающихся в связи с переходом на ФГОС, направленного на всестороннее развитие личности ученика.
Анализ стандарта основного и среднего общего образования позволяет утверждать, что обучение написанию сочинений с опорой на прочитанный текст – один из ключевых видов коммуникативной деятельности на занятиях литературы. Однако бессистемный подход к урокам по развитию речи в рамках курса литературы, смещение акцентов на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, приводит к снижению уровня творческих работ обучающихся. Особенно это касается сочинений старшеклассников.
Анализ литературы по вопросу обучения написания сочинения-рассуждения (Васильева О., Мартьянова И., Мещерякова В. и др.) позволил нам выявить методы и приемы, активизирующих речевую деятельность обучающихся в процессе подготовки к написанию сочинения-рассуждения:
1. Доминирование на уроке оценивающей деятельности обучающихся. Под оценивающей деятельностью понимается умение дать оценку художественному произведению, литературному герою, его поступку, суждению и т. д.
2. Составление характеристики героев, дающее представление о том, как надо собирать и систематизировать материал, продумывать и составлять связанный текст.
3. Включение в урок словарно-стилистических упражнений, помогающих осмыслению слова, правильному введению его в устную и письменную речь, способствует закреплению умения словесно оформлять свои мысли.
4. Составление плана (литературно-критической статьи или литературного произведения), с одной стороны, позволяющее видеть, как писатель (критик) располагал материал, чтобы донести свою идею до читателя, а с другой - обучающее выполнению других видов письменных работ в строгой композиционной форме.
5. Составление плана сочинений дисциплинирует мышление пишущего, способствует формированию умения логически и целенаправленно рассуждать и организует связную речь.
6. Письменные ответы на вопросы предусматривают неоднократное обращение к тексту произведения, приучают высказывать самостоятельные суждения и давать точные ответы на поставленные вопросы, т. е. способствуют формированию ряда умений, необходимых для выполнения творческих письменных работ.
С опорой на данные методические рекомендации нами разработан урок обучения написанию сочинения-рассуждения с опорой на художественное произведение на тему «Что значит быть счастливым?» (по рассказу Ю. Буйды «Фарфоровые ноги»)
Цель урока: совершенствование навыков устной и письменной связной речи с опорой на анализ художественного произведения.
Задачи урока:
1. Продолжение работы по формированию навыка создания сочинения-рассуждения с опорой на прочитанное произведение;
2. Формирование умения анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать материал, а также обогащать словарный запас обучающихся.
3. Воспитание деятельностного подхода к получению знаний на уроке.
Технологии обучения: Cooperative learning (структура Round Robin, Roving Reporter), технология развития критического мышления (диаграмма Венна), эвристическая образовательная технология (когнитивный метод конструирования понятия).
Форма работы - групповая.
Средства обучения:
- проектор
- ноутбук
- мультимедийная презентация
- дидактический материал
- текст рассказа Ю. Буйды «Фарфоровые ноги»
Вопросы для самостоятельного чтения рассказа:
1. Где происходят события, описанные в рассказе?
2. В чем заключается конфликт произведения?
3. Охарактеризуйте капитана Лёшу, расскажите о его мечтах. Как, по-вашему, к нему относится автор?
4. Охарактеризуйте Лизу Столетову? Какого сказочного персонажа она напоминает вам?
5. Что отличает Лизу от других героев рассказа, в частности Нины?
6. Как заканчивается произведение? Как финал помогает понять основную идею произведения?
7. Как название произведения связано с его идейным содержанием?
Ход урока
1. Организационный этап. Самоопределение к деятельности.
В начале урока учитель объявляет о том, что занятие будет посвящено подготовке к итоговому сочинению и просит учеников сформулировать цели урока (структура Round Robin, обобщает сказанное №1):
- Вспомнить жанры сочинений;
- Совершенствовать навыки работы над планом сочинения;
- Вспомнить структуру сочинения и т.д.
2. Этап актуализации ранее изученного материала:
Исходя из поставленных целей, учитель отмечает, что сегодня ученики будут готовиться к написанию сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст, и первое задание – формулировка определения сочинения-рассуждения, называние его структурных компонентов. Ученики работают в команде (структура Write Round Robin, обобщает сказанное №2). Полученные определения ученики сравнивают с материалом на слайде:
Сочинение-рассуждение – это аргументированное связное высказывание с опорой на прочитанный текст. Структура сочинения-рассуждения:
· Тезис.
· Аргументы (доказательства доводы, примеры).
· Вывод.
Как правило,
· тезис – это основная мысль, которая нуждается в доказательствах;
· вывод в заключительной части сочинения-рассуждения представляет собой доказанный с помощью аргументов тезис.
3. Этап применения нового способа действия.
Учитель обобщает сказанное, отмечая, что работа над сочинением начинается с тезиса, который может быть заявлен как во вступлении, так и в названии сочинения.
Обратимся к анализу рассказа Ю.Буйды «Фарфоровые ноги».
Так как сочинение-рассуждение предполагает размышление над вопросами, поставленными писателем в произведении, обратимся к проблематике рассказа.
Ученикам предлагается составить кластер «Проблематика рассказа Ю. Буйды «Фарфоровые ноги» (структура Write Round Robin, обобщает сказанное №3)
Примерные результаты работы:
Подытоживая работу учеников, учитель говорит о том, что основным тезисом сочинения станет вопрос, касающийся ключевой проблемы рассказа, «Что значит быть счастливым?». Далее с учетом выделенного тезиса будущего сочинения ученикам предлагается подумать над его вступлением.
Вопросы для обсуждения в группах (структура Roving Reporter [1], обобщает сказанное №4):
- Какие виды вступлений вам знакомы?
- Какой тип вступления вы бы рекомендовали для раскрытия сочинения на тему «Что значить быть счастливым?».
(Примерные ответы учеников: наиболее уместными для раскрытия предложенной темы сочинения могут быть такие типы вступления, как аналитическое, сравнительное, лирическое, так как они предполагают работу с ключевым понятием «счастье»).
Следующий этап работы – это работа над основной частью сочинения и поисками ответа на вопрос: «Что значить быть счастливым, по мнению Ю. Буйды?».
Учитель отмечает, что основная часть сочинения предполагает раскрытие тезиса с опорой на текст, и предлагает обратиться к анализу рассказа «Фарфоровые ноги».
Анализ рассказа с опорой на эвристическую беседу:
- Где происходит действие, описанное в рассказе? На какие детали обращает внимание автор? (Сюжет рассказа «Фарфоровые ноги» развивается в простом провинциальном городке; упоминание о магазине, павильончиках помогает автору погрузить читателя в атмосферу обыденности).
- Каким предстает образ Капитана Леши? На что обращает внимание Ю. Буйда, описывая героя? Счастлив ли он? (Автор с иронией относится к герою: некогда капитан судна, Леша стал обычным хозяином обувного магазина. Его грусть связана с постоянными поисками истинной красоты, он одинок, потерял любимую жену-красавицу. Его жизнь протекает в окружении манекенов, лицемерных людей).
Таким образом, уже характеристика образа Капитана Леши помогает понять, что счастье зыбко, несчастливый человек не может ощутить вкуса жизни.
- Почему женщины недолюбливали магазин капитана Леши? (В магазине тридцать лет на витрине простояли туфли, которые никому не были впору, даже красавице Нине)
- Какую мысль автор пытается донести до читателя, повествуя о том, что даже красавице Нине туфли не подошли? (Ю. Буйда подчеркивает, что главное в жизни – это не внешняя красота)
- Кому оказались впору туфли? Охарактеризуйте Лизу Столетову? Можно ли считать ее имя говорящим? (Лизу не отличает внешняя красота, Ю. Буйда, создавая ее образ, акцентирует внимание на бытовых деталях, подчеркивая простоту и непосредственность героини: «Капитан Леша перевел взгляд с ее лица - улыбке мешал испуг - на ноги в рублевых босоножках, из которых торчали пальцы с траурной каймой под ногтями, безыскусно обкусанными при помощи портняжных ножниц, - и почему-то именно эти пальцы вызвали у хозяина приступ веселья» .
- Какие литературные ассоциации вызывает у вас история с Лизой? (вспоминается сказка о Золушке Шарля Перро).
Учитель предлагает сопоставить сказку и рассказ Ю. Буйды с опорой на диаграмму Венна. Именно этот прием позволит учащимся приблизиться к пониманию идеи произведения. Работая с диаграммой, учащиеся должны найти сходства и различия в построении сюжетной линии (каждая группа должна продемонстрировать свой учебный проект, прокомментировав его).
Перед работой учитель поясняет, что Ю. Буйда – яркий представитель постмодернизма, для которого характерной чертой является интертекстуальность (термин появляется на слайде презентации)
Интертекстуальность, термин, введенный в 1967 теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой (р. 1941) для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.
Вопросы по диаграмме:
- Почему, описывая Лизу, Буйда говорит не о туфельках, а описывает ее ноги, располневшие со временем, называя их фарфоровыми, ведь именно они становятся символом хрупкой красоты? (Туфли Золушке были даны в дар, ноги Лизы – это часть ее самой. Этим автор хотел подчеркнуть, что собственный качества героини –доброта, непосредственность, внутренняя красота – служат залогом ее счастья, а не счастливый случай, как утверждает Перро в своей сказке).
- Почему автор разрушает традиционный финал сказки: в конце нет описания свадьбы? (Юрий Буйда сознательно разрушает этот стереотип: ему важно увидеть, что остается после того, как сказку рассказали).
- Что мы узнаем о настоящем Лизы? (Она замужем, мать двоих детей, работает бухгалтером на заводе...)
- Почему автор исключил ситуацию с прекрасным принцем и говорит о том, что чудо происходит каждый раз в годовщину свадьбы: несмотря на располневшие ноги, Лиза надевает фарфоровые туфли? (Финалом Ю. Буйда хочет подчеркнуть, что чудеса происходят и реальной действительности, нужно только верить).
- Какую идею утверждает в своем произведении Ю. Буйда? (Никто не знает, что такое красота, любовь, счастье, но они существуют, если мы ощущаем их, верим в них).
Завершая работу над рассказом, анализ которого станет основной частью произведения, учитель предлагает ученикам подумать над заключительной частью сочинения.
Работа по вопросам:
- Какие требования предъявляются к заключительной части сочинения-рассуждения?
(заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам, что и вступление — учитывая, однако, в заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения. Но если вы ограничитесь только выводами, концовка будет выглядеть оборванной. «И чтобы выйти на стратегический простор следствий из ваших выводов, в качестве компаса могут оказаться очень полезными разобранные варианты введения. Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора, а также — более узко — с развитием современной литературы»)
В конце урока учитель может применить прием «Билетик на выход»: на листе бумаги ученики должны написать тезисно возможный вариант заключительной части сочинения.
Домашнее задание: написать сочинение по рассказу Ю. Буйды «Фарфоровые ноги» на тему «Что значит быть счастливым?»
Список литературы:
Учебно-методическая литература:
1. Васильева О., Пахомова С. Как написать экзаменационное сочинение/ Васильева О., Пахомова С. – СПб.:СПГУ, 1996 г. – 210 с.
2. Мартянова И., Сергеева Е.. Выпускное сочинение пишем на отлично. С примерами и образцами. –СПб.: Питер, 2015. – 160 с.
3. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
4. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство «Экзамен», 2007
5. Сочинение: практическое пособие.- М. – Московский лицей, 1996г. – 196 с.
Художественная литература:
1. Ю. Буйда Фарфоровые ноги// Буда Ю. Прусская невеста. - Издательство НЛО, Москва, 1998 г.
[1] Во время выполнения учебного проекта на уроке литературы возможно использование структуры Roving Reporter (один человек от каждой группы посещает другие группы, чтобы увидеть то, как они работают, и получить новую информацию).
1. Во время работы над групповыми проектами, учитель объявляет: "Репортеры, у вас есть три минуты".
2. Каждая команда выбирает своих репортеров, которые будут посещать другие команды, делать заметки, приносить новую информацию.