Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Лаборатория учителя-словесника

Индивидуализация в процессе обучения классного коллектива на уроках русского языка и литературы

Горбунова Светлана Геннадиевна, учитель русского языка и литературы высшей категории,
МБОУ «Гимназия №75» Московского района г. Казани

Проблема учёта индивидуальных особенностей учащихся так же, как и проблема дифференциации обучения, является традиционной для психолого-педагогической науки, что неслучайно, ведь одной из целей работы учителя является создание условий для развития индивидуальных способностей ребёнка, и осуществить это можно с помощью разработанных дифференцированных заданий. Необходимо так организовать процесс обучения, чтобы каждый ученик получил задание, с которым он может справиться в данный момент, приложив умеренные усилия. При этом необходимо учитывать особенности всех учеников, чтобы развить их индивидуальность. Это цель индивидуализации. Индивидуализация необходима в различных звеньях процесса обучения.

1.Подготовка к изучению нового материала.

Предварительные знания учащихся весьма различны. Поэтому на этом этапе можно учащимся с хорошими начальными знаниями дать задание, содержащее повторение изученного и уже включающее в себя проблему, входящую в изучаемую тему. Например, сильный ученик во время изучения темы «О и Е после шипящих на конце наречий» получает задание, в котором содержится и новый учебный материал (Словарная работа по теме «О-Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных» и дополнительно 2-3 примера на правописание наречий.). Учащиеся самостоятельно изучают новую тему по аналогии с прошлыми, закрепляют ее, выполняя задания учебника и дополнительные упражнения, в том числе и задания повышенного уровня сложности, направленные на подготовку к олимпиадам разного уровня. Учащиеся с низким уровнем начальных знаний нуждаются в более серьезном повторении под руководством учителя.

2.Изучение новой темы.

На этапе изучения нового материала различия в знаниях учащихся учитываются меньше. Но и здесь можно ученикам, обладающим более высоким уровнем знаний, предложить, например, самостоятельно сделать теоретические выводы; слабые учащиеся могут сформулировать эти выводы, опираясь на параграф учебника или дополнительную литературу.

3.Закрепление изученного материала.

Велика необходимость индивидуализации при закреплении, повторении изученного материала, т.к. в основе индивидуализации лежит разный темп и различное качество усвоения; поэтому учащиеся нуждаются нуждаются в закреплении и упражнениях не на одинаковом уровне и не в одинаковом количестве. Более сильные учащиеся получают возможность выполнить дополнительные задания, расширяющие умения и углубляющие их знания. Могут дать консультацию или проверить работу более слабых учеников. К подобному приему можно прибегнуть и для ликвидации пробелов в знаниях учащихся (помогает в этом использование различных видов карточек, заданий различной степени сложности).

4. Домашняя работа.

Большие возможности для индивидуализации открываются при выполнении домашнего задания, которое, по своей сути является самостоятельной работой. Каждый ученик может выполнить более сложное, творческое задание; ему дается возможность выполнить такие задания, которые он сам сочтет соответствующими своей индивидуализации.( Например, в девятом классе после изучения темы «Литература Возрождения» можно предложить учащимся не только проанализировать произведение в обычной форме( сочинение, ответы на вопросы), но и самим включиться в процесс творчества- написать новеллу на современном материале).

Разнообразие форм также вносит живую струю в процесс обучения. Учащиеся имеют возможность получить дополнительную оценку за кроссворд по творчеству писателя, за ответы на вопросы литературной викторины ( куда можно включить и вопросы, связанные с различными видами искусства) и т.д.

Индивидуализация обучения позволяет преодолеть несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения. Такая работа повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687