Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Лаборатория учителя-словесника

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка

Пикалева Ирина Германовна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Гимназия №50» Кировского района г. Казани

В связи с модернизацией российского образования меняются и подходы к определению его содержания. На данном этапе наиболее важным является не только понятийно - фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. Ряд отечественных ученых видят смысл современного образования в формировании у школьников ключевых компетенций.

По определению С. В. Степанова, ключевая компетенция может быть определена как комплекс взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является необходимой для продуктивной деятельности в определенной сфере. Если применять их к школьникам, то ключевые компетенции - это функциональные умения, которые помогут им адаптироваться в жизни.

Немаловажную роль в развитии этих компетенций играет использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Информационные технологии обучения - это все технологии, благодаря которым используются специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше для ученика учебник был основным источником информации, то сегодня Интернет открывает огромные возможности для получения и совершенствования этих знания.

Применение на уроках ИКТ помогает и облегчает работу учителя. Это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать, текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией.

"Действительно жить - это значит жить, располагая информацией", - утверждал Н. Винер. Его высказывание как нельзя лучше подтверждает то, что сегодня на человека обрушивается огромный поток информации, в котором он должен разобраться и использовать в соответствии со своей деятельностью. И учитель не остался в стороне.

В практике учителей русского языка нашей школы ИКТ занимает одно из приоритетных мест, так как без использования мультимедийных средств современный урок представить достаточно сложно. Какие же средства ИКТ используются на уроках русского языка в нашей школе:

Электронные уроки и тесты.

Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого класса. Каждый такой урок имеет иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилами.

Серия "Семейный наставник" дает возможность не только повторить пройденный материал, но и закрепить его, произвести корректировку знаний, проводить системно работу над ошибками.

Электронные учебные издания издательства "Дрофа" к УМК под редакцией М.М. Разумовской способны обогатить урок, сделать его наиболее наглядным и интересным. Особенность этих изданий в том, что в них даны звуковые диктанты ко всем темам учебного курса.

Интерактивный курс по русскому языку для 10-11 классов издательства "Просвещение" интересен тем, что его можно использовать как на разных этапах урока, так и для самостоятельной работы учащихся. "Изюминка" этого издания заключается в том, что материал преподносится дифференцированно. ученик может получить необходимые знания как на базовом, так и на углубленном уровне.

Электронное пособие для учителей "Русский язык" помогает проверить знания учащихся по всем темам. В нем даны разные виды работ: контрольные, проверочные работы, тесты. Тексты взяты из произведений художественной литературы.

При подготовке к ЕГЭ на уроках и самостоятельно учащиеся активно пользуются программой 1С: Репетитор "Сдаем ЕГЭ", которые максимально приближены к экзаменационным.

Презентации.

На разных этапах уроков русского языка "продвинутые" учителя используют электронное сопровождение в виде презентации. Презентации отражают не только основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила, но и содействуют решению задач конкретного урока. Заранее созданная, грамотно оформленная презентация может заменить традиционную работу у доски для акцентирования внимания учащихся на каких - либо моментах, при объяснении нового материала или как итоговый продукт серии уроков. С помощью презентаций учителя организуют разные виды контроля в рамках как одного урока, так и фрагмента этого урока.

Компьютер и интерактивная доска.

Компьютер становится неотъемлемой частью урока. С его помощью можно демонстрировать схемы, таблицы, опорные конспекты. Используя возможности интерактивной доски, учителя разнообразят свои уроки и, как результат, ученикам хочется узнать больше, поработать с интерактивной доской, внести что-то своё, на уроках становится интересно как учителю, так и ученику. Возможности интерактивной доски и компьютера достаточно разнообразны. Но не стоит забывать, что создание и применение на уроках электронных презентаций требует от учителя полной готовности и знания материала и возможностей интерактивной доски.

При работе с интерактивной доской учителя используют "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия", которая содержит огромное количество материала, который облегчает и помогает в работе учителя, также используются на уроках специализированные программные продукты: "Программа-тренажер по русскому языку "Фраза"; "1 С: Репетитор", программно - методический комплекс "Семейный наставник", которые помогают разнообразить урок и способствуют работе в различных режимах.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) - огромная помощь учителю и ученику. Учителя русского языка активно используют материалы ЦОР, так как они удобны и экономят время при подготовке к урокам.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что учитель сегодня может качественно изменить процесс обучения. Этому способствуют информационные и коммуникационные технологии, которые облегчают творческую работу учителя, помогают разнообразить подходы к различным этапам урока, делать уроки более интересными и красочными, а также формировать у учащихся интерес к предмету, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687