Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Лаборатория учителя-словесника

Развитие речевой культуры учащихся в процессе комплексной работы с текстом

Луканкина Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 9» Московского района г. Казани

Снижение уровня речевой культуры в обществе, школьной и студенческой среде настолько масштабно, что очевидна необходимость совершенствования речевой подготовки учащихся средних школ. Сложились условия, когда востребованность специалистов на рынке труда, их конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться, знания приёмов речевого воздействия, убеждения.

В cвязи с этим в условиях средней школы педагог-словесник сталкивается с глубоким противоречием между необходимостью выполнения «общественного заказа», задачей формирования высокой лингвистической культуры учащихся, и пагубным влиянием на них антикультуры, насаждаемой средствами массовой информации. Решение этой проблемы возможно лишь через качественное улучшение форм и методов обучения русскому языку.

Решать комплекс задач филологического образования учителю русского языка помогает работа с текстом. Он обладает коммуникативными свойствами и представляет собой структуру, в рамках которой объединяются все элементы языка.

В нашей гимназии в рамках предмета «Культурология» для старшеклассников с целью углубления филологической подготовки школьников ведутся адаптированные элективные курсы «Технология построения связной речи», «Комплексный анализ текста».

Основная цель изучения курсов состоит в формировании у школьников навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества для успешной коммуникации в самых различных сферах деятельности. Cодержание занятий в рамках курсов строится на основе принципа бинарности, то есть синхронизированности изучения теоретических сведений о тексте и филологического анализа на уроках литературы. Материалом для исследования являются тексты высокой художественной значимости, ценным становится опыт как отдельного текста, так и сравнительно-сопоставительные анализы сложных синтаксических целых.

Так, например, на одном из занятий по элективному курсу «Комплексный анализ текста», посвящённом поэзии Великой Отечественной войны, мы взяли на себя смелость сопоставить творчество Мусы Джалиля и публициста Рафаэля Мустафина.

Стихотворение двенадцатилетнего Мусы Джалиля «Будь стойким, друг мой, до конца...» не только по тематике, но и по глубине проблематики можно сравнить с арабеской «Смелость» Рафаэля Мустафина, написанной им в зрелом возрасте. Такое сравнение, на первый взгляд, может показаться несостоятельным и даже в какой-то степени обидным для известного татарского писателя. Но подобная вольность свидетельствует лишь об одном: больших художников вопросы человеческого духа волновали на протяжении всей жизни. Возраст же двух мастеров слова, скорее, любопытная, дополнительная деталь, которая помогает понять разную степень глубины в стихотворении Мусы Джалиля и арабеске Рафаэля Мустафина: романтическая приподнятость, некоторая категоричность и нравоучительность юного Джалиля оттеняются, становятся заметнее рядом с небольшим эпическим произведением Рафаэля Мустафина, в котором он проявляет себя как тонкий психолог, умудрённый большим жизненным опытом. Одно неизменно: для двух авторов раздумья о смелости и мужестве очень важны.

Понятия «солнце» и «счастье» для Рафаэля Мустафина почти синонимы. И в поэзии Мусы Джалиля очевидна повторяемость двух понятий-образов – «солнце» и «счастье». Поэзия Джалиля тридцатых годов – это солнечная поэзия, поэзия счастливой души.

Многие солнечные стихотворения Мусы Джалиля были написаны в первой половине тридцатых годов как своеобразный отголосок бурного времени преобразований, надежд на радостное будущее. Стихотворения «В поход», «Ударники», «Отцы и дети», «На собрании» и многие другие представляют «сплав лирики и публицистики» (так о своём творчестве отзывался сам поэт). И многие произведения Рафаэля Мустафина могут быть названы сплавом публицистики и лирики по проникновенной задушевности тона повествования, красочности, сочной метафоричности, выбору изысканных сравнений, риторических приёмов и, самое главное, по пристальному вниманию к внутреннему миру человека.

Такой необычный опыт сравнительно-сопоставительного анализа способствует формированию глубокого читателя, развивает творческое мышление школьников. Опыт комплексного анализа текстов развивает у старшеклассников уверенность в своих силах, снижает уровень тревожности, возникающий из-за недостатка знаний, уменьшает риск возникновения стрессовых ситуаций при сдаче ЕГЭ. С этой точки зрения работа в рамках элективных курсов способствует сохранению психического здоровья учащихся.

Занятия в рамках элективных курсов «Технология построения связной речи», «Комплексный анализ текста» позволяют более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, стремящихся углубить свои знания в той области знаний, которая им наиболее близка.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687