Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Лаборатория учителя-словесника

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Агапова Екатерина Сергеевна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района г. Казани

Всеми возможными способами нужно
воспламенять в детях горячее стремление к знанию и
учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не
боясь никаких трудов, если учитель сможет развить
в детях интерес и творческий подход к учению.

Я.А. Каменский

Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Многие учителя по привычке пытаются вколотить знания в ученика силком, но в современных условиях так поступать нельзя. Интерес – вот великий двигатель обучения в наши дни. Учитель должен заинтересовать, «соблазнить» ребенка знанием. Развивать интерес к познанию, к учебе можно по-разному. Во-первых, интерес можно вызвать содержанием учебного материала. Во-вторых, организацией учебной деятельности. И, в-третьих, отношениями между участниками учебного процесса.

На наш взгляд, наиболее удачным в этом плане является использование приемов технологии развития критического мышления, которые направлены формирование следующих универсальных учебных действий: умение систематизировать и анализировать информацию на всех этапах ее усвоения; умение осознанного, «вдумчивого» чтения; умение формулировать и решать проблемы; умение работать с понятиями; умение вести аргументированную дискуссию; умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного; умение планировать собственную учебную деятельность; коммуникативные умения (по книге: Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя // Учебно-методическое пособие / И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014. – 144с.)

Создатели данной технологии предлагают большое количество самых разнообразных приемов, которые можно применять на любом этапе урока. Рассмотрим использование некоторых из них на уроках русского языка в средней школе.

Таблица «Верные – неверные утверждения». В начале урока по теме «Научный стиль» (10 класс) учащимся могут быть даны следующие утверждения в виде таблицы:

Утверждения

До чтения текста

После чтения текста

Основная функция стиля – передача логической информации, доказательство ее истинности и новизны



Яркая примета научного стиля – использование терминов.



Научный стиль характеризуется эмоциональностью и субъективностью.



В данном стиле преобладают слова в переносном значении.



Научный стиль чаще всего проявляет себя в письменной форме.



Затем учащимся предстоит установить, верны ли данные утверждения (в соответствующих графах необходимо поставить знаки + и – ). После чтения параграфа ученики возвращаются к данной таблице и вновь оценивают достоверность данных утверждений. Использование данного приема помогает сделать чтение учебного текста более осмысленным, усиливает рефлексивные умения учеников.

Кластеры. Данный прием заключается в графическом оформлении смысловых единиц текста в определенной последовательности. Так, при изучении темы «Причастие» (7 класс) возможно создание следующих кластеров, задающих направление в изучении материала:

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Данный прием позволяет зафиксировать вопросы, возникающие в ходе чтения учебного материала, и продемонстрировать уровень понимания пройденного. Рассмотрим возможные вопросы по теме «Бессоюзное сложное предложение» (9 класс):

«Тонкие» вопросы (требуют простого, односложного ответа)

«Толстые» вопросы (требуют подробного, развернутого ответа)

Сколько грамматических основ в БСП?

Чем БСП отличается от сложносочиненного и сложноподчиненного предложения?

Что является средством связи в БСП?

Какие существуют классификации БСП?

Какие знаки препинания ставятся в БСП?

И т.д.

Инсерт. Данный прием обеспечивает внимательное и вдумчивое чтение учебного текста. Учащимся предлагается во время чтения делать на полях пометы, обозначающие собственное отношение к тексту (V уже знал; + новое; – думал иначе; ? возник вопрос). Например, первоначальные знания о фразеологизмах учащиеся получают в начальной школе, в 5 классе знания по данной теме углубляются и расширяются, использование приема инсерт позволит учащимся четко определить, что они знали и что было новым на уроке, а вопросы обеспечат обратную связь.

Синквейн. Синквейн – это пятистишие, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, свидетельствует об уровне понимания ученика. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, который позволяет развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн строится следующим образом:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Приведем собственные варианты синквейнов по русскому языку к темам «Изобразительные средства языка» и «Научный стиль» (10 класс).

Эпитет

Необычный, яркий

Изображает, выражает, украшает

Без эпитетов сложно представить художественный текст

Троп

Научный стиль

Логичный, точный

Информирует, доказывает, убеждает

«Науки юношей питают»

Исследование

Прием «Общее - уникальное». Такой прием способствует развитию умения выделять черты сходства и различия при сравнении нескольких предметов, явлений, фактов. Так, после изучения тем «Причастие» и «Деепричастие» (7 класс) можно предложить учащимся в графической форме выделить общее и уникальное в данных частях речи. В качестве общего можно отметить, что обе части речи образуются от глагола. Уникальным будет являться то, что причастие изменяется по родам, числам и падежам, деепричастие является неизменяемой частью речи и т.д.


РАФТ (Роль, Аудитория, Форма, Тема). Данное задание представляет собой описание, повествование или рассуждение от лица выбранного персонажа для определенной аудитории. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции. Учащимся 10 класса можно предложить следующие темы: составить рассказ о публицистическом стиле от лица журналиста, читателя и ученого-лингвиста; рассказать об известных исследователях языка младшим школьникам в форме радиопередачи и т.д. Использование подобного приема формирует у учащихся навыки импровизации, готовит к свободному взаимодействию с аудиторией, учит понимать специфику жанра и выбирать нужные в каждом конкретном случае языковые средства.

Таким образом, воспитание у школьников интереса к языку невозможно без использования в учебном процессе заданий нестандартного характера. Приемы технологии развития критического мышления не только оживляют процесс обучения, но и способствуют развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Их выполнение позволяет развивать у учащихся такие приемы мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, гибкость и вариативность мышления, дает ребенку мощный эмоциональный заряд, связанный с достижением результата.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687