Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Лаборатория учителя-словесника

Использование деятельностных методик на уроках русского языка и литературы (на основе структур Сингапурской методики)

Дрыгина Анна Валерьевна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №137
с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г. Казани

« Единственный путь, ведущий к знанию, –
это деятельность»
Б. Шоу

В современном обществе всё острее возникает вопрос об усовершенствовании методик образования. Учителю необходимо не передавать готовые знания и умения, а создавать на уроке условия для развития личности, способной находить необходимые знания, овладевать различными способами интегрирования информации и применять ее на практике. Несомненно, предпочтение должно отдаваться методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности.

Начиная с 2013-2014 учебного года я работаю над реализацией совместного проекта МОиН РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.

Обучающие структуры дают возможность реализации эффективных методов взаимодействия учителя и обучающихся и через освоение активных форм учебного сотрудничества помогают формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия, определенные в Федеральном государственном образовательном стандарте для всех возрастных ступеней обучения.

Обучающие структуры, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, призваны обеспечить реализацию технологии деятельностного обучения.

Системно-деятельностный подход, в свою очередь, обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) принцип деятельности заключается в том, что ученик, добывая знания, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании;

2) принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

3) принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

4) принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

5) принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

6) принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

7) принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

С помощью сингапурских обучающих структур, основанных на групповых формах работы, когда каждый ученик чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность, учитель на уроке управляет учебным процессом. Особенно важным является то, что в Сингапурской системе задействован во время урока весь класс, поэтому абсолютно каждый ученик вовлечен в рабочий процесс: он мыслит, высказывает свое мнение, выслушивает позицию другого.

В сингапурской системе образования у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь умело направляет и организовывает деятельность учащихся. Так на уроке русского языка в 5 классе по теме «Диалог» мною были использованы несколько структур, с помощью которых не только активизировалась деятельность детей на уроке, но и развивалось умение оценивать собственную учебную деятельность, подводить итоги на основе соотнесения целей и результатов своей интеллектуальной работы на уроке. На этапе введения в тему мною была использована структура «КОНЭРС», в соответствии с которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа: «Монолог», «Разговор», «Диалог», «Прямая речь». Направляясь к углам класса, ученики осознают, что существует разнообразие точек зрения по данной проблеме. Обучающая структура «КОНЭРС» развивает чувство сотрудничества, мышление, учит ценить и принимать разность идей. Использованная на этапе закрепления структура « РАУНД ТЕЙБЛ» активизировала деятельность каждого учащегося: высказался и сильный, и слабый ученик. На последнем этапе урока – рефлексия – мною была использована структура «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР», помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия, для развития критического и креативного мышления. Она позволяет не только проверить усвоение материала каждым учеником и всех групп в целом, но и дополнить свои ответы ответами команды. Кроме того она помогает осуществить самооценку учебной деятельности учащихся, соотнести цель и результаты, степень их соответствия.

Печальным для учителя является тот факт, что далеко не многие ученики - активные читатели. Уроки литературы с «нечитающими» детьми превращаются в «театр одного актера», где единственным, владеющим информацией по произведению, является сам учитель. В такой ситуации особо остро встает вопрос о методиках, способствующих развитию интереса учеников к книгам. Урок по теме «Любовь и творчество – две вещи неразделимые?» (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита») в 11 классе был проведен с применением структур Сингапурской методики. Сама тема урока приглашала учеников к размышлению, анализу, формулированию собственной позиции, поэтому использованная на начальном этапе урока структура «ТАГ ОФ ВО» помогла решить проблемный вопрос: «Имя – это отражение личности, а не только ее называние». Ученики записывали аргументы в поддержку обеих точек зрения и располагали их в порядке значимости. Тем самым они учились доказывать свою позицию, принимать точку зрения другого человека, оценивать убедительность аргументов. Структура «ЭЙ АР ГАЙД» была использована на этапе обобщения и систематизации знаний. Учащимся раздается таблица с утверждениями и алгоритмом работы, после чего показывается фрагмент фильма «Мастер и Маргарита». После выполнения данной работы учащиеся анализируют, изменились ли их убеждения после просмотра, обсуждают с учителем причины этого. Данная обучающая структура предназначена для развития критического и креативного мышления. Уже во время заполнения таблицы «ЭЙ АР ГАЙД» у обучающихся появляется цель для чтения, визуализации текста. Данная структура раскрывает предыдущие знания, помогает обучающимся пересмотреть их мышление по необходимости. На последнем этапе урока была использована структура «ПЛЕЙСМЕТ КОНСЕНСУС». Она позволила решить проблемный вопрос: « Почему рукописи не горят?»

Отличительной чертой образовательного процесса по новым стандартам является активность ученика, его умение регулировать свой учебный процесс, ставить цели и идти к их решению. При использовании обучающих структур в правильной организации взаимодействия учитель – ученик, формируются все основные универсальные учебные действия личности: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Такая система обучения нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на выявление проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687