Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Лаборатория учителя-словесника

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках русского языка в начальной школе посредством применения современных техник учения

Асхатова Рушания Ильдусовна, учитель начальных классов «СОШ №143»
Ново-Савиновского района г. Казани

В разрабатываемом проекте «Профессиональный стандарт педагога» подчёркивается, что педагогу вменяется в обязанность умение формировать универсальные учебные действия (УУД) и использовать и применять современные педагогические технологии.

Среди большого количества существующих педагогических технологий можно выделить технологии проблемного обучения, и здоровьесберегающие, игровые, проектной и исследовательской деятельности, которые я использовала в своей педагогической деятельности.

Но опыт работы подсказывает, что наиболее продуктивной на сегодняшний день является технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая учит мыслить логически, нестандартно, творчески.

О технологии развития критического мышления через чтение и письмо я впервые услышала на семинаре в рамках инновационного проекта школы «Формирование ключевых компетенций посредством техник учения в контексте компетентностной педагогики». Эта технология меня заинтересовала, и я начала применять некоторые её техники (кластер, синквейн, фишбоун, бортовой журнал) на уроках русского языка в начальной школе.

При организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; потом подумать для чего тебе понадобятся, полученные знания и как ты их можешь применить.

Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызов я использую технику «Кластер».

Кластер – это графический систематизатор знаний по той или иной теме. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие или учитель на доске, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные суждения и создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Я предлагаю им озаглавить смысловые блоки (4ые классы) или даю готовые вопросы (2-3и классы). Ученики с удовольствием используют кластеры. Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью. «Кластер» используют также для организации индивидуальной и групповой работы.

«Кластер» может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Перед изучением темы «Виды глагола: совершенный, несовершенный» в 4ом классе, ребята вспомнили и обобщили знания о глаголе, составив кластер (приложение - рис.1).

Техника «Кластер» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность проявить себя, показать своё видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить её; соотнести с уже имеющимися знаниями.

На стадии осмысления использую технику «Фишбоун»-«Рыбий скелет».

Эта техника заключается в том, что содержание темы урока должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему-рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в обучении. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты исследований, наблюдений). На верхних – ученики отмечают причины данных фактов (дают объяснение наблюдаемому явлению) (приложение - рис.2).

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. При работе с данной техникой ребята могут работать индивидуально, в парах, в группе. Например, на уроке русского языка по теме «Время глагола» в 4ом классе, ученикам предлагается провести исследование, в ходе которого, они дают ответ на вопрос: как определить время глагола? По ходу исследования они заполняют схему (приложение - рис. 3).

После заполнения схемы «Рыбий скелет» делают вывод: чтобы определить время глагола, надо поставить вопрос и выяснить, в какое время совершается действие.

Учащиеся, овладевающие техникой «Фишбоун»-«Рыбий скелет», приобретают такие метапредметные компетенции, как: критическое мышление, взаимодействие в группе, планирование и осуществление исследовательской деятельности.

Третья стадия – рефлексия, которая является наиболее значимым этапом, так как здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, происходит творческое развитие.

На стадии рефлексии использую техники «Бортовой журнал», «Синквейн».

Техника ведения «Бортового журнала» (дневника) включает различные приёмы обучающего письма. Учащиеся, изучая тему, записывают ключевые фрагменты и свои мысли. Формы «бортового журнала» (дневника) могут быть разными. Простейшая из них – таблица из двух колонок: в левую – учащиеся на стадии вызова фиксируют то, что им известно по изучаемой теме, в правую – при чтении и во время пауз записывают то новое, что они узнали (приложение - табл. 1).

Учитель, излагая материал, должен делать паузы, чтобы учащиеся успевали заполнять «бортовые журналы». Педагог может организовать чтение учащимися записей наиболее важных, ключевых фрагментов и их обсуждение классом, чтобы учащиеся смогли лучше усвоить материал, откорректировать и дополнить свои записи.

На стадии рефлексии учащиеся сопоставляют и анализируют содержание записей в двух колонках. Возможно их итоговое обсуждение классом.

При изучении темы «Три склонения имён существительных» в 3ем классе дети вели «бортовой журнал», где в первой колонке записали всё, что они знают про имя существительное, а дальше в ходе исследования заполнили вторую колонку и на стадии рефлексии обобщили свои знания по данной теме (приложение - табл. 2).

Ведение «бортового журнала» (дневника) можно использовать не только на уроке, но и во время домашней работы.

Техника «Синквейн» позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, создаёт условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн с французского языка означает «пять» - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме (приложение - табл. 3).

На уроках русского языка в 4ом классе после написания сочинений по картинам В.Васнецова «Три богатыря» и М.Врубеля «Царевна-Лебедь» ребятам было предложено составить синквейн. Приведу примеры:

1. Илья.

2. Могучий, храбрый.

3. Ехал, сражался, победил.

4. Всем людям радость дарил.

5. Герой!

1. Царевна.

2. Красивая, величавая.

3. Затмевает, выступает, говорит.

4. Встрепенулась, отряхнулась и в царевну обернулась!

5. Красавица!

Эффективность и значимость техники «Синквейн» в его простоте. Эта техника помогает ребёнку реализовать свои интеллектуальные возможности, помогает пополнить словарный запас, помогает развивать речь и мышление, учит краткому пересказу, учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль.

Использование приведённых выше техник учения в технологии критического мышления через чтение и письмо предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.



Список литературы


1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках.-М.: Просвещение, 2004.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.

4. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления//Школьные технологии. 2004. №2 с.3-10



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687