Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Лаборатория учителя-словесника

К вопросу формирования культуроведческой компетенции школьников 5-7 классов (на примере изучения сказов П.Бажова)

Хабибуллина Ирина Николаевна, учитель русского языка высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 125» Советского района г. Казани

Известный русский лингвист Ф.И.Буслаев писал, что язык надо рассматривать как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматриваются в совокупности. Лучшим примером языка любого народа является литература, которая во все времена была связующим звеном между ребенком и жизнью. Я полностью разделяю такую точку зрения.

В условиях перехода на новые федеральные образовательные стандарты существенно поменялись требования к системе образования. И если задачей школы XX века было овладение учеником знаниями, умениями и навыками, то школа XXI века становится культуроцентрической, главной задачей является формирование человека культуры, способного осмыслить и принять душой накопленные духовно-нравственные ценности и традиции своей культуры, культуры других народов, готового к самопознанию и самоусовершенствованию. В федеральном образовательном стандарте предмет «Литература» определяется как дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения». В современной школе возрастает роль уроков литературы, на которых прививается интерес к русской, зарубежной литературе, литературе народов России, развивается умение рассматривать русскую литературу в широком историко-литературном контексте, в контексте диалога культур. Для решения поставленных задач необходимо разработать методику формирования и развития культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы.

Культуроведческий подход предполагает осуществление связи с курсом русского языка: на уроках литературы мы рассматриваем произведение писателя, а на уроках русского языка - особенности употребления слова в изучаемом тесте, так как культуроведческая компетенция (по мнению Т. М. Пахновой) предполагает понимание того, что изучать русский язык – это значит изучать русскую национальную культуру; понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, - это убеждённость и в том, что в процессе изучения языка мы в течение всей жизни приобщаемся к богатствам национальной культуры: к литературе, искусству, традициям, обычаям, к духовно-нравственным ценностям.

Одним из жанров литературы, позволяющих развить культуроведческую компетенцию, является сказ.

Что же такое сказ и чем он отличается от сказки?

Ска́зка - жанр литературного творчества. Сказка может быть фольклорной и литературной.

Сказка фольклорная - эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Сказка литературная - эпический жанр, ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

По определению словаря С.И. Ожегова, Шведовой сказ – это 1) народное эпическое повествование (Сказ о народных героях.) 2) в литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. (Сказы Лескова, Бажова).

Определим, чем отличается сказ от сказки.

Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло).

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно.

Сравнивая эти два жанра, мы можем назвать отличительные черты сказа: сказы написаны на фольклорном материале; они повествуются рассказчиком; рассказчик – простой представитель народа, но: устами его говорит писатель, мастер слова; сказы повествуют о жизни простых людей.

Есть еще одно родственное слово – рассказ. Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Таким образом, если проследить взаимосвязь определений сказ – рассказ – сказка, то можно сделать вывод, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.

Под «сказом» традиционно понимается не просто текст, построенный на принципе «личностного повествования». Такие исследователи сказа, как Эйхенбаум, Виноградов, Томашевский, при всем разнообразии их подходов к проблеме, сходятся на том, что существенной чертой сказовости является изображение устной речи (по Бахтину, пр.вс. чужой речи, и уже как следствие – устной) как основной принцип художественой организации текста: наличие в нем «стилистической доминанты» в отличие от «сюжетной» в иных повествовательных формах. Е.Мущенко и др., посвятившие проблеме сказа специальную монографию, в которой взяли за основу рассмотрения коммуникативный аспект сказовости, демонстрируют, что сказ предполагает рефлективное восприятие самого процесса говорения с позиций культурной и языковой «инаковости» – либо группой «читатель+автор», либо также и самим рассказчиком-сказителем.

Очень интересны для изучения сказы П.Бажова. Значение личности и творчества Павла Петровича Бажова для русской культуры безмерно. Писатель вырос на почве уральской истории, уральской культуры, уральских традиций, уральского народного быта; он больше, чем любой другой мастер слова, когда-либо живший на Урале, воплотил в своих произведениях душу и дух этой земли; Урал увидел себя, как в зеркале, в сказах Бажова; через творчество Бажова образ Урала раскрывается для жителя любого уголка России.

Главный герой сказов П.Бажова - простой труженик, для него самым ценным является родная земля. Герои произведений сказов П.Бажова понимают, что главное богатство заключается под землей – это природные богатства, и именно поэтому в особом почете мастер – человек труда. В этом сказы П.Бажова существенно отличаются от сказа Н.Лескова «Левша», главный герой которого является отличным мастером, но при этом его совершенно не ценят на родине. Главные герои П.Бажова знают себе цену, они с помощью своего мастерства освобождают от крепостного права себя и своих близких. В сказах об Урале таится поистине драгоценное сокровище – описание жизни простого народа, взаимоотношение крепостных и помещиков, отношение между ними. Из сказов и Н. Лескова, и П.Бажова мы узнаем об особенностях жизни простых людей при крепостном праве, о национальном костюме, о традициях сватовства. В сказах Бажова, в отличие от сказок, люди верили в то, о чем шла речь. Они верили, что на самом деле Хозяйка Медной горы существует и награждает своими богатствами достойного. В этих сказах тоже есть чудеса (превращение ящерки в женщину), но они служат объяснением непонятного: явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи, совершению правосудия. В сказе же Н.Лескова «Левша» присутствует упоминание о реальных исторических персонажах, что делает его похожим на рассказ.


Таким образом, можно сделать вывод, что текст литературного произведения является сокровищницей знаний о культуре и истории народа, отражением этой культуры и истории и одновременно результатом духовной деятельности человека, а активное включение в образовательную программу такого жанра, как сказ, позволяет учителю глубоко изучить историю народа, познакомить с обычаями и традициями наших предков, понять свое место в славной истории Отечества, то есть позволяет сформировать такое понятие, как «Гражданин России».



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687