Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Лаборатория учителя-словесника

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы

Солдатова Елена Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «Школа №89» Ново-Савиновского района г. Казани

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться»
Э. Тоффлер

Нам хочется сегодня видеть таких учеников, которые умеют учиться, извлекают из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворяют свои информационные потребности.

Целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Проблема формирования читательской компетентности сегодня актуальна как никогда: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Актуальность формирования читательской грамотности подтверждают и результаты международных исследований грамотности чтения PIRLS и PISA, где наши учащиеся 4х классов показывают стабильно высокие результаты, а пятнадцатилетние учащиеся – стабильно низкие. Получается, что в начальной школе растет число хорошо читающих детей, а к средней школе увеличивается число детей, читающих все хуже и хуже. А это значит, что, если не создавать условия для формирования читательской грамотности, то в основной школе ученики оказываются на пути учебного провала. И уже не приходится ждать высоких результатов!

Читательская грамотность ( по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трёх групп умений:

1) ориентация в содержании текста и понимание целостности текста;

2) интерпретация текста;

3) рефлексия на содержание текста и его оценка.


Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать, как и чем формировать их у школьников.

Технология, в основе которой лежит работа с информацией – технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

Ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность. Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.

Приемы ТРКМ -

Приемы активного чтения:

· Прием «Чтение с пометами»

· Прием «Толстые и тонкие вопросы»

· Прием «Чтение с остановками»

Приемы, требующие творчества учащихся:

· Прием «Синквэйн»

Приемы активизации ранее полученных знаний:

· Прием «Ассоциация»

· Прием «Ключевые слова»

· Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех

Приемы графической организации учебного материала:

· Прием «Составление кластера».

· Прием «Перепутанные логические цепочки»

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

· Метод «Шесть шляп критического мышления»

● Прием «Учебный мозговой штурм»

●Прием «Письмо по кругу»

Маркировочные таблицы:

· Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

· Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».

Альтернативная форма обучения чтению – использование метода чтения с применением технологий алгоритмического усвоения текстов и визуализация мышления в виде логических схем.

Этот метод рассчитан на детей младшего школьного возраста и учитывает особенности процесса обучения детей в начальной школе. Метод эффективного чтения основан на внедрении в процесс чтения текста программы умственных действий и операций, позволяющей экономить время и силы, помогающей быстрее и качественнее усваивать информацию, а также дольше её сохранять.

При обучении пониманию текста работа с алгоритмом специально замедляется, чтобы помочь ученику в осознавании своих умственных действий.

В основе метода – алгоритм эффективного чтения с применением интегрального и дифференциального алгоритмов в их неразрывном взаимодействии.



При использовании данного метода процесс понимания текста протекает быстро.

Дифференциальный алгоритм чтения. Задача его – найти в тексте полезное, нужное, отобрать необходимое. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте опорные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих абзацев. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать единую цепь идей.

Опорные слова – обозначают предмет, признак, состояние или действие.

Опорная сеть – состоит из комбинаций опорных слов, которые помогают в сжатом виде понять содержание текста.

Доминанта – главная смысловая часть текста.

Рассмотрим на примере текста использование дифференциального алгоритма чтения.

Раньше люди не знали, что все составные части природы на Земле существуют не просто так, сами по себе, а тесно взаимосвязаны, объединены в экосистемы. Люди брали из природы ту часть, которая им была нужна. Нарушенная экосистема переставала исправно работать, пропадали её замечательные свойства. Она переставала обеспечивать обитателей всем необходимым, в ней появлялись лишние организмы, заводился мусор. Тогда учёные-экологи стали выяснять, чем болеет природа, они обнаружили, что все живые организмы тесно взаимосвязаны с неживой природой и кроме того, не могут жить друг без друга. Люди научились определять, чего не хватает в нарушенных экосистемах, и стараются их вылечить. Ты тоже можешь научиться этому, когда получше узнаешь законы природы.

Опорные слова – части природы взаимосвязаны.

Опорная сеть - части природы взаимосвязаны, нарушенная экосистема переставала исправно работать, появлялись лишние организмы, учёные-экологи стали выяснять, живые организмы тесно взаимосвязаны с неживой природой, люди стараются их вылечить.

Доминанта - части природы взаимосвязаны, объединены в экосистемы. Нарушенная экосистема переставала исправно работать, появлялись лишние организмы, мусор. Учёные-экологи стали выяснять. Живые организмы тесно взаимосвязаны с неживой природой. Люди стараются вылечить экосистемы.



Интегральный алгоритм чтения помогает сохранить информацию. Если дифференциальный алгоритм чтения создает фильтр, защищающий от избыточной информации, то основное назначение интегрального алгоритма – обработка значимой информации.

Следование блокам алгоритма определяет шаги изучения текста.


Задача преподавателя состоит в том, чтобы научить школьников видеть информацию, скрытую внутри текста. Большим подспорьем в этом плане является составление диагностических карт по разным уровням восприятия текста.



Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста:

Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. I.Фрагментарный уровень

У детей, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Художественное произведение воспринимается ими как описание случая, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

II. Констатирующий уровень

Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

III. Уровень «героя»

В произведении детей интересуют прежде всего герои. Они верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступки. При специальных побуждающих вопросах учителя они могут определить авторскую позицию, хотя при самостоятельном чтении, как правило, не обращают внимания на автора текста. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.

IV. Уровень «идеи»

Дети любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельном чтении и постановке вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.

К концу обучения в начальной школе восприятие на уровне «героя» доступно всем учащимся, а констатирующий уровень в это время - показатель отставания в литературном развитии. О высоком уровне литературного развития выпускника начальной школы можно говорить, если он воспринимает произведение на уровне «идеи».


Современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687