Прокофьева Александра Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории,
МБОУ «Гимназия №75» Московского района г. Казани
В настоящее время общество переживает духовно-нравственный кризис: разрушены идеалы, нарушаются нормы морально-этического поведения, разжигается национальная рознь. Для Татарстана характерно этническое многообразие, в котором растет юное поколение, поэтому очень важно уделять особое внимание воспитанию этнической толерантности учащихся: мирное сосуществование разных наций - основа воспитания подрастающего поколения, следовательно, и успешного развития и процветания нашей многонациональной республики.
Сегодня особенно актуально стоит вопрос о воспитании такой личности, которая, растворяясь в различных этнических группах, сумеет сохранить свои национальные корни, культуру, традиции и обычаи своих предков. Создание этнокультурной среды, основанной на исторических, духовных, нравственных ценностях русского, татарского и других народов является необходимым условием для формирования этнической толерантности.
В основу современного образовательного процесса положен гуманистический принцип, направленный на приобщение личности к общечеловеческим ценностям, развивающий индивидуальную культуру человека, осознание им собственной уникальности, самоценности и возможности творческой самореализации. (Ш.Амонашвили, Н.В. Бордовская, Т.Г. Браже, Р.А. Валеева, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, В.А.Караковский., Г.Д. Кириллова, И.А. Колесникова, Н.Л. Селиванова, Н.И. Элиасберг и др.). Таким образом, перед школой стоят две взаимосвязанных задачи: 1.С одной стороны, необходимо уделять внимание патриотическому воспитанию учащихся: они должны осознавать себя гражданами своей страны, республики. 2) С другой стороны, школьники необходимо прививать уважение к языку, культуре, религии, искусству других наций, то есть воспитывать этническую толерантность.
Думается, что в моделировании этнокультурной среды во внеклассной и внешкольной деятельности можно условно выделить три направления: главное - вызвать у учащихся интерес к культуре, искусству, религии, истории, традициям других народов, показать их значимость.
1.Организация научно-познавательной (интеллектуальной) деятельности учащихся:
- интеллектуальные игры («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?»), познавательные викторины. Темы должны быть посвящены именам известных людей, связанным с нашим городом, краем (Н.Лобачевский, К.Фукс, Л.Гумилев, Л.Толстой и другие).
-проектная деятельность. Например, создание проекта «Их именами названы улицы Казани», учащиеся работают в группах, защищают свой проект;
-участие в школьных, городских, республиканских олимпиадах по русскому языку и литературе, мировой художественной культуре;
-участие в городских и всероссийских интеллектуальных играх и олимпиадах по русскому языку и литературе («Родное слово», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Интеллект, познание, творчество», «Виктория»);
-участие в городских, республиканских, российских научно-практических конференциях (конференция имени Каюма Насыри, имени Н.Лобачевского, имени Л.Н. Толстого, Кирилло-Мефодьевские чтения, «Рождественские чтения»). В этом учебном году команда учащихся гимназии №75 участвовала в конференции в Обнинске, где школьники заняли призовые места в олимпиадах по русскому языку и литературе, получили дипломы лауреатов за научно-исследовательские работы. Также наши ученики активно участвуют в республиканской научно-исследовательской конференции «Рождественские чтения», которая проходит в нашей гимназии;
-организация встреч с известными людьми;
-экскурсии.
2. Организация творческой деятельности учащихся.
Творческая деятельность учащихся, несомненно, тесно связана с языком. Ведь язык - это хранитель знаний о мире, духовной жизни нации и её культуры, истории, обычаев и традиций.
-создание сборников творческих работ учащихся;
-выпуск школьной газеты (в нашей гимназии издается газета «Мы»);
-организация театрального кружка, в котором бы ставились произведения русских, татарских и других авторов;
- конкурсы сочинений на разнообразные темы («Моя семья», «Мой язык», «Почему я люблю свой край» и другие);
-конкурсы чтецов (чтение стихов известных татарских и русских поэтов, чтение стихов собственного сочинения);
-участие в районных конкурсах чтецов и сочинений;
- проведение фестивалей «Дружба народов» (концерты, где представлены песни, танцы разных народов);
-организация просмотров спектаклей в театрах с последующим обсуждением.
3. Использование этнокультурного компонента.
- проведение классных часов, викторин, посвященных известным деятелям искусства, связанным с нашим городом, краем ( Л.Толстой, Г.Тукай, М. Джалиль,С.Губайдуллина, Р.Нуриев, И.Шишкин и многие другие) - «Знай наших!», «Знаете ли вы, что..» и другие;
-защита проектов «Народные промыслы Татарстана», «Декоративно-прикладное искусство России»;
-защита проектов «Праздники татарского народа», «Праздники русского народа», участие учащихся совместно с родителями в праздниках «Сабантуй», «Масленица»;
-посещение музеев, художественных выставок;
-создание учащимися проектов «Виртуальная экскурсия»;
-организация экскурсий по историческим и литературно-художественным местам (Болдино, Тарханы, Ясная Поляна, Кырлай, Елабуга, Булгары, Свияжск и другие);
4.Краеведческая работа.
-сбор материалов об известных людях Казани и Татарстана;
-участие в районном и городском конкурсах «Юный экскурсовод» (наши учащиеся не раз занимали призовые места в этих конкурсах);
-разработка экскурсионных маршрутов и проведение виртуальных экскурсий;
-создание школьного музея и проведение в нем экскурсий (в нашей гимназии создан музей русского романса и музей, посвященный декоративно-прикладному искусству татарского народа).
Таким образом, этнокультурная среда, создаваемая в школе через внеклассную и внешкольную работу, создаст условия для формирования у учащихся этнической толерантности: дети будут осознавать свою роль и предназначение, понимать, принимать и уважать культуру, обычаи и традиции не только своего народа. Кроме того, культура, искусство, духовно-нравственные ценности татарского, русского и других народов являются фундаментом для развития духовно богатой личности.