Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Воспитание и литература

Формирование читательского интереса у школьников через массовые мероприятия: опыт работы

Чепегина Галина Зириковна, зав. библиотекой МАОУ «Лицей № 121»
(Центр образования № 178) Советского района г. Казани

Ни для кого не секрет, что в современном мире молодое поколение мало читает. Всевозможные технические устройства вытесняют книжные издания из круга интересов подрастающего поколения. Интерес к чтению падает и, как следствие, падает культурная компетентность граждан. Именно поэтому Российским книжным союзом в 2006 году была принята Национальная программа поддержки и развития чтения, рассчитанная на 14 лет, до 2020 года. Цель разработки и реализации этой программы заключается в повышении культурной компетенции членов общества.

Ориентируясь на Национальную программу..., образовательные учреждения и библиотеки ставят перед собой задачу пробудить интерес у детей и молодежи к чтению, развивать и поддерживать его различными способами и методами.

Научить ребёнка сложному искусству чтения и понимания книги (именно искусству) очень трудно. С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Этот талант надо открывать, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Задача взрослого открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. К таким посредникам относятся и школьные библиотекари.

В библиотеке Центра образования № 178 ведется работа по привлечению учеников к чтению в начальных классах и поддержанию читательского интереса в среднем и старшем звене. Совместно с учителями проводятся различные мероприятия к знаменательным и памятным датам.

Цели этих мероприятий научить ребят любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. Массовые мероприятия с использованием различных форм и приемов помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий.

Ежегодно библиотекой Центра образования для первоклассников организуется праздник «Посвящение в читатели». В гости к малышам приходят известные литературные герои, которые поют, танцуют, рассказывают правила пользования библиотекой и обращения с книгой. Знакомство маленьких читателей с книгами продолжается экскурсией в библиотеку, рассказом о ее отделах и оформлением читательских формуляров.


2014 год проходил как год культуры, где особое внимание уделялось посещению учащихся учреждений культуры, в том числе и библиотек. Ученики начальной школы Центра образования не раз посещали библиотеку- филиал № 15 ЦБС г. Казани. Приходили в рамках акции «Культурный дневник первоклассника», приезжали на конкурс рисунков по страницам сказок. Все эти мероприятия в той или иной степени способствуют развитию культурной компетентности учащихся.


Важно не только вызвать интерес у детей к чтению, но поддержать читательский интерес в дальнейшем. Поэтому в нашем учреждении ведется активная работа с учениками среднего и старшего звена. Проводятся обзоры новых поступлений книг, литературные обзоры по страницам периодических изданий, представлены яркие книжные выставки.

Эффективной формой работы по привлечению к чтению являются конкурсы чтецов, где ребятам дается возможность выбрать самостоятельно произведения и проявить свои артистические таланты. Поэтому, ученики активно участвуют в такого рода мероприятиях.

2014-2015 учебный год богат на знаменательные даты и события. Одним из них было 200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова, которое праздновала вся страна. В Центре образования № 178 провели к этой дате конкурс чтецов произведений великого поэта «А он, мятежный, просит бури...» среди учащихся 5-9 классов. Ученики великолепно декламировали стихи великого русского поэта. На конкурс был приглашен почетный гость из КФУ А.В. Саломатин – докторант, преподаватель кафедры русской литературы, который интересно выступил перед ребятами со вступительным словом по творчеству М.Ю.Лермонтова и вместе с жюри оценивал талант чтецов.

Стихотворения влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому важно учить детей воспринимать и выбирать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус. Именно при отборе художественных произведений и использование их для конкурса чтецов и проявляется читательская компетентность школьников. Конкурсы чтецов дают каждому ребёнку возможность для самореализации, позволяют продемонстрировать свои умения в выразительном чтении наизусть поэтических произведений.

В 2015 год- год литературы, в нашем учреждении проводился школьный этап Международного конкурса чтецов «Живая классика», проводимый учителями русского языка и литературы и заведующей библиотекой. Конкурс проводился для ребят шестиклассников и семиклассников, которые любят и читают прозу. Посвящен он был знаменательной дате 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ребята хорошо подготовились, выбрали очень трогательные отрывки из произведений, «пропустили их через себя», вложили душу, что наворачивались слезы на глазах.


Ребятам очень нравятся такие мероприятия, они становятся раскрепощёнными, не боятся выступать перед аудиторией, проявляя свои артистические способности. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности. После проведённых мероприятий дети ещё и ещё тянутся к книге, читают и учат новые произведения, открывают для себя новое, ждут новых конкурсов...

Развитию интереса к самообразовательному чтению способствует и организация творческой формы деятельности. Творческая форма деятельности – нестандартна, нетрадиционна, многомерна.

К неделе детской и юношеской книги, ученики десятого класса вместе со своим классным руководителем и заведующей библиотекой решили устроить флешмоб в поддержку чтения. Ребята прошлись с книгами по улице, нарисовали плакаты, дарили прохожим шарики с надписями о пользе чтения, вручали юным читателям книги. Вышло веселое и яркое мероприятие.


Для библиотекаря и для читателей 10 класса это был первый опыт организации флешмоба, но впечатления остались самые положительные. Самое ценное, что привлекая внимание людей к проблеме чтения, практически все участники смогли выйти за рамки обыденности, расслабиться, объединиться и просто получить удовольствие от происходящего.

Развитие детских литературных способностей – многогранный образовательный процесс, включающий в себя развитие: коммуникативных качеств ребёнка, обусловленных, необходимостью взаимодействия с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Такие формы деятельности, как литературная гостиная, превосходят качественный потенциал обычных уроков, уроков по внеклассному чтению, уроков-игр, семинаров.

В Центре образования № 178 в марте для всех любителей поэзии открыла двери литературная гостиная «Пробы пера». Здесь собрались те ученики, кто любит и пробует писать самостоятельно стихотворения на различные темы. Мероприятие, посвященное Всемирному дню поэзии, прошло в теплой, душевной обстановке. Ребята пели, вдохновенно читали стихи на русском и татарском языках под музыку курая и скрипки, которую исполняли наши ученики. Получился очень красивый творческий тандем. Стихи детей – это зеркало их души, по ним можно увидеть, что чувствует ребенок, чего хочет, о чем мечтает. Эти откровения завораживали своей лиричностью, остротой чувств, глубиной переживаний.


Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Соединяя различные по жанру, стилю и ритму тексты, музыкальные (а иногда и видео) фрагменты, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.

Существует множество видов массовых мероприятий, которые можно использовать для привлечения школьников к чтению. Каждое учреждение само решает для себя, какое из них будет наиболее эффективно. Это зависит от контингента образовательного учреждения, от возможностей и талантов детей, от степени их вовлеченности и желания читать. Главное, чтобы работа по развитию читательского интереса проводилась регулярно, и как результат этой работы развивалась читательская компетентность школьников.

Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения средствами литературы, последовательное и целенаправленное использование ее воспитательных возможностей в целях формирования и развития ценностных ориентаций детей и юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое и полностью себя оправдавшее.

Список использованной литературы:

Букоткина И.В. и др. Формирование читательской компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Режим доступа: http:// 83.school-saratov.ru/files/1339095098.doc

Давыденко Т. И., Котренко Л. А. Литературно-музыкальная гостиная как одна из форм... Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/647838/

Ишмухаметова Г. Г. Конкурсы чтецов как форма организации творческой деятельности дошкольников.... Режим доступа: http:// nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/03/29...-chtetsov-kak-forma...

Сухарева Л. П.Формирование читательской компетенции младших школьников. Режим доступа: http:// Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687