Орлова Нина Константиновна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №18» Вахитовского района г. Казани
Перед современным учителем словесности стоит важная задача – создать благоприятные условия для творческой реализации личности, обладающей базовыми лингвистическими знаниями, должным комплектом нравственных качеств, нацеленной на успешную социализацию в современном мире. Хорошее владение русским языком является своеобразным ключом к получению образования и самореализации в различных сферах деятельности. Одной из форм повышения лингвистических знаний являются занятия в литературном клубе, где у школьников совершенствуется языковая компетенция.
В клуб приходят знатоки и любители изящной словесности. У одаренных школьников 9-11 классов уже есть определенный багаж знаний, который требует выхода к самостоятельному творчеству. Что делать с первыми «пробами пера»? Как и у кого получить оценку своих «опусов»? На эти вопросы можно найти ответы, посетив ежеквартальные заседания городского поэтического клуба при музее В.Аксенова. Перспективный план мастер-класса представляет собой погружение в творческую лабораторию известных поэтов и прозаиков Татарстана, чтение и обсуждение написанного, а также анализ статей о тенденциях развития современной литературы.
Клуб открыл свои двери в 2014 году по инициативе методиста ИМО Управления образования Галеевой И.Ш., возродив традиции поэтических вечеров Советского районного отдела образования, проводимых мной, тогда методистом РОО, на базе школы №126. Работа была основана в тесном сотрудничестве работников системы образования с казанским литературным объединением «Белая ворона». Творческий тандем Наили Ахуновой и Бориса Вайнера, супругов, коллег по перу, членов Союза писателей РТ и РФ, ориентировал юных авторов к творческому диалогу. Тогда же среди первых на встречу со школьниками был приглашен Денис Осокин, талантливый молодой поэт, прозаик и сценарист, ныне получивший признание у нас и за рубежом. Его повести были положены в основу фильмов, получивших награды на Венецианском (там ему аплодировал сам Квентин Тарантино!) и Вроцлавском международных фестивалях.
Как проходят встречи? О дате проведения юным авторам говорят учителя, извещают афиши и Интернет. Цель общения с приглашенными известными поэтами и прозаиками Татарстана – возможность вживую пообщаться с настоящими писателями, погрузиться в их творческую лабораторию. Здесь у школьников совершенствуется языковая компетенция в лингвистическом, коммуникативном и культуроведческом аспектах. Ребятам есть у кого и чему учиться. К примеру, в феврале в рамках сложившейся традиции состоялась встреча юных дарований с членом Союза писателей России и Татарстана Альбиной Абсалямовой. Будучи кандидатом экономических наук, продолжательница славной литературной династии является еще известной поэтессой и прозаиком, чьи произведения получили высокую оценку таких мэтров, как А.Вознесенский и В.Аксенов. Она познакомила старшеклассников со своим творчеством (особое впечатление произвели стихи, посвященные деду – классику татарской литературы), дала советы тем, кто мечтает о публикациях, ждет профессиональной оценки своих сочинений. В теплой атмосфере литературного праздника ребята читали свои стихи о смысле существования, проблемах городской жизни и, конечно, о любви.
Какие стихи получаются у школьников? Встречаются полностью оригинальные. Чаще стилизации. Хорошо это или плохо? Ю.Лотман считал, что «чужая» организация, даже будучи механически перенесенной в новый структурный контекст, «перестает быть равной себе и делается знаком или имитацией самой себя». Этапы работы юных сочинителей отнюдь не просты: формирование лексической базы, тропов, анализ авторской поэтики в рамках избранного текста. Вот пример достаточно удачной стилизации стихов И.Бродского. Автор – одиннадцатиклассница З.Гилязова.
Свет. Фонарь. Леденящий душу холод.
Умру. Не вспомнят! Грусть. Давно не ела - голод...
В груди юной и пылкой нерастраченный резерв любви.
Некому ее подарить. Совсем. Хочешь – всю забери.
Мне все равно. Я была ангелом сущим с небес.
Там слишком мирно. Теперь я бес
скитания...
Организаторы встреч не ставят задачей из участников вырастить профессиональных поэтов, однако жизнь предоставляет достаточно много ситуаций, где словотворчество может быть востребовано.
Концепцию литературно-джазового клуба В.Аксенов определил так: «Там должен быть небольшой зрительный зал. Что-то, что открывало бы двери росткам интеллигенции города. Где встречались бы творческие люди". Атмосферу «века джаза», присущую музею В.Аксенова, поддерживают юные музыканты и танцоры. «Как, оказывается, много талантливых детей в нашем городе, теперь буду чаще приходить в музей», - призналась организаторам одна из участниц.
Каковы итоги творческих встреч? Юные авторы услышали оценку своих сочинений из уст профессионалов, получили опыт общения с аудиторией. Стихи двух участников наших заседаний опубликовали в январском и апрельском номерах журнала «Идель»: Максим Шевелев довольно известен – автор около полутора сотен стихотворений на русском, английском и китайском языках; победитель конкурса «Галактика любви» в номинации «Юное дарование», участник европейской юношеской конференции «Диалог: Европа-Россия» в Страсбурге (2012 год). Дария Юльметьева – призер муниципального этапа олимпиады по литературе и республиканского конкурса «Глаголица». Ее стихи о выборе жизненного пути говорят о зрелости умозаключений, пафосе созидательного труда:
Ты медлишь со вступлением на Путь,
Не выложена розами дорога:
Терниста, будет трудно – ну и пусть!
Придется покорять ее упорно!
Проложена ль дорога? Есть ли назначение?
Почем мне знать! Но ... есть предположение,
Что тот, кому уж посчастливилось родиться,
Обязан в жизни ярче звезд светиться!
Поэзию И.Бродский назвал «высшей формой организации речи». Творческие встречи показали достойный интеллектуальный потенциал подростков, преемственность поколений, готовность к творческому диалогу. В целом такие встречи развивают красноречие, а это, по утверждению академика В.В.Виноградова, «есть голос внутреннего совершенства
Творческая встреча с Альбиной Абсалямовой