Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Воспитание и литература

Борьба с безграмотностью – стратегическая задача государства

Репина Надежда Павловна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №90» Советского района г. Казани

Стратегическими задачами языковой политики России в настоящее время являются укрепление единства и целостности государства на основе всесторонней поддержки государственного языка Российской Федерации.

Вопросы грамотности населения тоже носят стратегический характер. Грамотность является нациообразующим фактором, потому что она предполагает общение людей между собой и развитие их взаимоотношений, а в целом — развитие государства. Руководством страны принят ряд документов, предусматривающих меры по поддержке и сохранению русского языка в России и за рубежом. К их числу относятся:

· Федеральный закон № 53-ФЗ от 1 июня 2005 года «О государственном языке Российской Федерации»;

· Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года «О языках народов Российской Федерации»;

· Постановление Государственной Думы от 6 июня 2012 года № 459-6 ГД «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «В связи с празднованием Дня русского языка»;

· Постановление Государственной Думы от 19 июня 2012 года № 522-6 ГД «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об усилении работы с соотечественниками за рубежом и о расширении гуманитарного влияния России в создании Евразийского экономического союза»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 года №714, «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации»;

· Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства от 20 июня 2011 года № 492;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июля 2011 года №2108 «Об утверждении положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы»;

· Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №61;

· Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике. Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

· Программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом на 2012 - 2014 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 года № 1799-р;

· Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализаций внешнеполитического курса Российский Федерации»;

· Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 года.

· Государственная программа Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность», утвержденная Распоряжением Правительств Российской Федераций от 20 марта 2013 года, №386-р;

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Тем не менее, существенную озабоченность вызывает состояние речевой культуры общества, уровень грамотности, качество обучения русскому языку. России в качестве знания собственного языка находится на 41 месте среди 65 стран, куда наша страна за короткое время переместилась с 27-го.

Но на сегодняшний день, действительно, уровень грамотности населения катастрофически низкий. Задатки грамотной личности закладываются и формируются в семье на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную и чёткую. А что он слышит в реальности? "Чо, ваще, ихние, ложить, пинжак," - кажется, что даже крестьяне XIX века были намного грамотнее современных родителей. И это не считая жаргона и мата, конечно. Статистика гласит, что больше половины россиян свободно применяют ненормативную лексику в своей речи при детях и не видят в этом никакого преступления.

Вот мнение одной из мам при обсуждении на форуме: « А на "блины" и "фигню" я внимания почти не обращаю, потому что, положив руку на сердце, сама эти слова использую, не считая их присутствие в речи чем-то постыдным и неприличным».

А вот, как рассуждают о чтении книг некоторые родители:

«А я вот выскажу так: жизнь стала настолько интересной и интенсивной, что чтение книг практически потеряло смысл. Не лучше ли вместо чтения Жуля Верна сесть в самолет и махнуть с ребенком на Мадагаскар? Нужно свою жизнь делать интересной, а не читать про чужую. Стоит ли забивать голову ребенка страданиями Карениной и терзаниями Достоевского? Оно ему надо? Я сильно сомневаюсь. Мой ребенок за один только этот год побывал на отдыхе в 3 странах. Ничего сложного в этом нет. При наличии денег, разумеется». Цинизм в современном обществе стоит выше истинных человеческих качеств. Что могут дать такие родители своим детям?

Огромное влияние на развитие языка в наше время оказывают средства массовой информации. Совсем недавно печатное слово считалось эталоном грамотности. Газетные и журнальные публикации, речь телевизионных ведущих тщательно выверялись. Теперь же количество смысловых ляпов, синтаксических и прочих ошибок подобно снежной лавине. Телевидение, газеты и радио каждый день выдают на-гора огромное количество информации, порой не самой качественной и неграмотно оформленной. Складывается такое ощущение, что подрастающий человек, к сожалению, не может найти ориентиров в мире русской речи - ему не хватает образцов.

Многочисленные грамматические ошибки, даже в речи высокопоставленных лиц, - не это ли показатель того, что язык нужно спасать?

Язык инструкций, документов, официальных обращений — угрюм, тяжёл, беспросветен, безнадёжен и неграмотен на свой лад.

Современная музыка, как поп, так и рок, не отличается грамотностью. Мат, который льется со сцены на молодые умы, наивные песенки о «счастливой любви» - не только показатель бездуховности нашего общества, но и олицетворение бедности его языка.

· "Корни: «Твои изумрудные брови колосятся под знаком луны».

· Дискотека Авария: "...Может это ветерок твои губы колышет"

· Жасмин: «И глаза, и губы завязали туго мы ниточкой одной».

· Олег Газманов: «Припаду, рыдая, к цветам, и ноздрями землю втяну»

Когда-то дети учились читать по вывескам, плакатам, газетным заголовкам; «Слава КПСС!» и все производные были явлением более безопасным, чем нынешний креатив.


Влияют на грамотность подрастающего поколения СМС-переписки. В течение недели учащиеся 10–11 классов посылают до 1000 и даже больше СМС-сообщений. Популярность СМС-жаргона настолько высока, что он стал оказывать серьезное влияние на современный язык, и в первую очередь, на язык подростков.

И, наконец, общение в социальных сетях – как оно влияет на нашу грамотность? Подростки чаще всего при общении сокращают слова, не задумываются об их правильном написании, практически не ставят знаки препинания или ставят их бездумно. Интернет является лишь зеркалом того, что происходит в "реале". А в нем нет идеалов, нет границ (приличия) и нет норм, регулирующих поведение. И языковое поведение в том числе.

В сентябре 2013 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин принял участие в заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», где призвал к обретению и укреплению национальной идентичности. Премьер-министр России Дмитрий Анатольевич Медведев уже в начале ноября подписал постановление об образовании Совета по русскому языку при Правительстве РФ, а также утвердил положение о Совете. Согласно документу, Совет является совещательным органом, цели которого – рассмотрение ключевых вопросов в области государственной поддержки и развития русского языка и выработка предложений по совершенствованию государственной политики в указанной сфере.

В связи с этим с 13 по 14 ноября 2013 года в городе Москве в стенах Московского педагогического государственного университета состоялся Учредительный съезд Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка. В мероприятии приняли участие около 250 учителей из 82 регионов нашей страны.

Съезд прошел при поддержке администрации президента. "Основными задачами ассоциации станут - восстановление роли русского языка и литературы в процессе воспитания детей дошкольного возраста и повышение роли учителей-словесников в формировании личности гражданина. Подобное объединение позволит учителям не только создать единую методологию преподавания русского языка и литературы в школе, но и качественно повысить уровень преподавания этих предметов", - говорится в заявлении организации.

Основная цель общероссийского общественного объединения «Ассоциация учителей русского языка и литературы» - объединение усилий граждан и юридических лиц–общественных объединений в деле формирования у широкого круга лиц, в том числе у представителей органов государственной власти и местного самоуправления бережного и ответственного отношения к русскому языку (сохранение, развитие, изучение).

Очень хочется надеяться на то, что вновь созданное общественное объединение превратится в настоящее общественное движение, нацеленное на возрождение ценностного отношения к русскому языку как великому национальному достоянию России, одной из «духовных скреп» российского народа.

Необходимость "духовных скреп" сейчас осознается всеми, неравнодушными к судьбе Отечества. Одной из бесспорнейших таких скреп является русская классическая литература. Именно через ее подлинное освоение современными школьниками возможно восстановление связи времен, приобщение нового поколения к традиционным национальным ценностям и к исторической судьбе России.

Школьное филологическое образование должно сыграть в этом решающую роль, неслучайно среди личностных характеристик выпускника в новом Федеральном стандарте названы любовь к «своему краю и своему Отечеству», знание «русского и родного языка», уважение к «своему народу, его культуре и духовным традициям».



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687