Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Воспитание и литература

«Бесконечный лабиринт сцеплений» (музей как центр формирования духовно–нравственной культуры личности)

Якупова Наталья Борисовна, заместитель директора МАОУ «Лицей №121»
Климов Иван Михайлович, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей №121»
Советского района г. Казани

«Есть ... у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться – это школа,-» писал в одном из писем Л.Н.Толстой. Самобытный и талантливый во всем, писатель искал и в педагогике свой путь, считая, что «лучшая метода есть отсутствие всякой методы, но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей».

К трудностям сегодняшнего дня можно отнести разрушение духовных ценностей, «крушение гуманизма», снижение этических мотиваций, изменение нравственных ориентиров. Проблемы эти обусловлены, на наш взгляд, оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; невостребованностью духовного потенциала русской культуры. Духовно-нравственное воспитание учащихся – целостный, многосторонний, сложный и важный процесс, ответственность за него лежит на нас, взрослых, прежде всего на педагогах. Истоки духовного возрождения начинаются прежде всего в школе.

Образовательно- воспитательная система нашего лицея – это совокупность дел и отношений, ежедневно способствующих развитию учащихся. Совершенствуя эту систему, мы совершенствуем взаимоотношения всех участников образовательно – воспитательного процесса: учителя, родителя, учащегося с привлечением социальных партнеров. Главной задачей лицея на данном этапе является создание такого единого образовательно-воспитательного пространства, в котором каждый участник этого процесса чувствовал бы себя максимально комфортно, свободно и имел бы возможность для творчества, самовыражения и самоопределения.

Неотъемлемой частью единого образовательного пространства лицея стал музейный комплекс, а одним из ключевых звеньев образовательного процесса – музейная педагогика. Данная педагогическая отрасль образовалась на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривает музей как образовательную систему, выполняющую функции познания, воспитания, творчества и социализации.

Именно музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. У музея есть свой путь, свои возможности воздействия на человека, своя образовательная задача - формирование ценностного, личностного, эмоционально - окрашенного отношения к культурному наследию и миру в целом. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю, воспитывают уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

Комплекс музеев нашего лицея молодой (первый музей был открыт в ноябре 2013 года). В состав комплекса вошли музей воинской славы «Время выбрало нас...», «И дольше века длится день», посвященный Ч.Айтматову, музей Г. Кариева. В преддверии года литературы в лицее была открыта музейная экспозиция, посвященная Л.Н. Толстому «Бесконечный лабиринт сцеплений».

Экспозиция отражает вклад рода Толстых в историю, культуру, общественную и политическую жизнь Казани и Казанской губернии. На стендах представлены основные моменты «казанского периода» в жизни Л.Н.Толстого: годы его учебы в Императорском Казанском университете, окружение, последующие визиты в Казань. Значительное внимание уделено воссозданию архитектурного и культурно - исторического облика Казани 40- годов XIX века. Особое внимание уделено творчеству Л.Н. Толстого. Главной задачей создателей музея стал не пересказ биографии писателя, а попытка передать его мировосприятие через тщательный подбор многочисленных цитат из толстовских произведений. Вчитываясь в строки Толстого, каждой клеточкой организма ощущаешь его незримое присутствие в этом «Бесконечном лабиринте сцеплений».

Музейная экспозиция стала настоящей творческой лабораторией, где, следуя завету Толстого – педагога, идет постоянный поиск новых форм и методов работы с детьми. Работа ведется по разным направлениям. Первое направление характеризуется созданием музейно-педагогических программ, которые носят интегративный характер и сочетают потенциал учебных дисциплин и экспозиционных возможностей музея. Программы ориентированы на содержание учебных курсов, расширяя и углубляя знания учащихся. Самой важной темой музейно-педагогических программ является, безусловно, наследие Толстого: творчество писателя, его духовные искания, социально-педагогические идеи и, конечно, его отношение к ребенку. В стенах музея педагоги говорят с детьми о культуре, литературе, истории, и разговор этот всегда интересен детям, ведь форма подачи материала — интерактивная, театрализованная, игровая, никого не оставляющая скучающим или равнодушным. Проведение музейных уроков, лекций, обзорных и тематических экскурсий, встреч с интересными людьми стало традиционным. На таких уроках «застывшие» экспонаты словно оживают, «находятся в движении», оказывая воздействие на восприятие, память, мышление, вызывая различные эмоции, становятся ближе, понятнее. Возможности музейной педагогики помогают формированию ценностного отношения к объектам и субъектам культуры, способствуют духовному развитию личности. Школьный музей призван не только, закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, пониманию и глубокой оценке мира.

Второе направление характеризуется созданием на базе музея студии старшеклассников, которая призвана способствовать творческому развитию личности, способной ориентироваться в любой жизненной ситуации. Музей является побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Именно здесь, в студии формируется единство познавательного, эстетического и действенно-практического начал. Акцент на последнем особо важен: он связан с процессом перехода от созерцания красоты к ее активному воплощению в различных формах. Одной из таких форм стал фильм, посвященный пребыванию Л.Н. Толстого в Казани «Страсти по Толстому, или неудавшийся студент». Фильм стал победителем Международного толстовского фестиваля, проходившего в 2015 году в К(П)ФУ, получил высокую оценку сотрудников яснополянского музея Л.Н. Толстого.

Музейная педагогика может быть успешна только в том случае, если человек, пришедший в музей, не пассивный «посетитель», а соучастник разворачивающегося на его глазах действа. Участником такого действа становится каждый, переступивший порог музея, как только ребята-экскурсоводы произносят первые слова. «Бесконечный лабиринт сцеплений» подхватывает и увлекает за собой к постижению тайн бытия.

Толстой считал, что именно в детях заключены все величайшие возможности, что именно воспитание может спасти мир. Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он способен успешно решать целый ряд задач. Среди них – приобщение ребят к русской и мировой культуре, развитие визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы. В приобретении учениками навыков творчески активного отношения к миру музею также отводится огромная роль.

Свобода, неординарность, глубина и широта взгляда на мир, поиск своего пути, трепетное отношение к внутреннему миру ребенка и особенное творческое начало, творческий дух, свойственные школе Толстого, как никогда актуальны и современной развивающей и развивающейся школе.

На каждом из нас лежит огромная ответственность за душу ребенка. Главная наша задача научить растущего человека жить на Земле, жить в обществе, стремиться к самосовершенствованию, быть грамотным и духовно богатым.



  • Сертификаты:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687