Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Воспитание и литература

Школьная библиотека - мир мысли и слов!

Вишнякова Елизавета Гельевна, заведующая библиотекой
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №84» Советского района г. Казани

Ученик – это человек, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать.

Радость познания – это плоды напряжения человеческого духа, плоды поиска, творчества – труда мысли, души.

Главной потребностью маленького человечка должна быть мысль, думанье, открытие истины – именно в этой сфере должна развиваться деятельность духа.

Воспитать мыслителя!

Добывание мыслей, жажда духовных богатств рождается лишь тогда, когда маленький человек каждодневно испытывает радость зарождения мысли, постижения истины, углубления в тайны мира.

Миссия школьного библиотекаря (на мой взгляд) заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать.

Пытливый мыслитель... Им ребенок становится, соприкасаясь с книгой, журналом, энциклопедией, словарем, газетой. Чем лучше удается библиотекарю открыть глаза школьников на непонятное, тем глубже их чувство изумления, тем ярче детское стремление знать и познавать,

Маленький человек пришел в школу, чтобы выйти из ее стен образованным и воспитанным. Он станет пытливым, любознательным, прилежным учеником лишь тогда, когда он мыслитель, когда жизнь его мысли в какой-то мере не зависит от того, что он учит и выучивает на уроках. Богатство же мыслительной деятельности – основа успешного учения на уроках! Чем в большей мере дети мыслители, тем лучше дается им учеба. Отношение к учению как к благу, счастью, радости немыслимо, если в его духовном развитии нет бурной, бьющей ключом мысли.

Первый год обучения в школе – это огромный шаг в умственном развитии ребенка; путь, который проходит ребенок в этот год, не идет ни в какое сравнение с любым школьным годом и с любым десятилетием послешкольного периода. Этот год они должны прожить в мире мысли.

Чувствование ни с чем не сравнимой роскоши, прелести мысли – это и есть тонкий и крепкий корень творческого труда, который, закладываясь в детстве, дает могучую поросль на всю жизнь.

Каждое посещение школьной библиотеки – это введение ребенка в мир интересного, увлекательного познания тайн природы и человека.

Мир книг! Школьная библиотека!

Книга – привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний.


Библиотекарь вводит в этот МИР осторожно и бережно, а иногда бурно и эмоционально. И от того, как он это сделает (увлеченно, естественно или насильственно), зависит у детей будущая страсть или ненависть к книге.

Человек – неделимое целое (нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое, творческое). Найти формы раскрытия, выражения, развития этого целого - задача для библиотекаря сложная. Начать надо с формирования ребенка – мыслителя.

Мыслителем воспитанник станет тогда, когда библиотекарь приходит к нему с мыслью, зажигает его своей пытливостью, жаждой и ненасытностью познания, придает ему чувство гордости мыслителя.

Прийти в библиотеку с мыслью – это значит, образно говоря, принести изумление.

Библиотекарь должен создать стимул для каждого ученика, побуждающий ребенка обратиться к книге.

Книга же может претворить изумление в пытливость, любознательность. Только чтение открывает перед человеком роскошь интеллектуальной жизни.

Если школьник учит уроки только по учебнику, если этим ограничивается его учение, умственная жизнь его убога и ограниченна.

Подлинная интеллектуальная жизнь возможна лишь тогда, когда человек читает без установки на запоминание. Читать из потребности думать! Только это приводит к формированию творческого ума. Пробуждение интереса к мысли, книге, чтению.

Главная установка школьного библиотекаря – заботливо лелеять детскую мысль, развивать интерес к познанию!

Школьное обучение должно стать выражением, выявлением творческих сил личности именно в тот период ее умственного, нравственного, эстетического развития, когда она не только познает, усваивает знания о мире, о человеке, но и вырабатывает свое отношение к миру, к человеку, к самому себе.

Настоящий человек – это человек гармонической и многогранной духовной жизни; личность человеческая проявляется и раскрывается, удерживается и выражается только в духовном мире, связанном с интеллектуальными, эстетическими, эмоциональными ценностями и приобретениями человечества.

Потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей – это является смыслом бытия.

Учитель и школьный библиотекарь. Если они являют собой «творческий союз», то в школе между ними складываются образовательные отношения. Они через образовательную деятельность творят единомышленников и людей, влюбленных в интеллектуальные, эстетические ценности человечества. Они открывают в детях:

· чувство человеческого достоинства – уважение самого себя;

· интеллектуальное богатство, творческий ум;

· эстетическое богатство личности;

· любовь к труду, влюбленность в дело;

· физическое совершенство.

Учитель и школьный библиотекарь становятся воспитателями при следующих условиях.

1. Соприкосновение душ, контакт; отклик и принятие – это самое главное при взаимодействии учителя, ученика, родителей, школьного библиотекаря.

2. Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, взрослые, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев.

3. Воспитание словом – самое сложное, ответственное, что есть в педагогике и в школе.

Слово, считал В.А. Сухомлинский, - самое необходимое и самое тонкое прикосновение к человеку, к сердцу человека, жаждущего быть хорошим. Творить человеческую воспитанность помогают книги.

Мир книг, мир слов и мыслей вокруг нас неисчерпаем и безграничен. Слово может дойти до самых сокровенных уголков души и пробудить желание быть прекрасным.

Исключительно важно, чтобы в духовной жизни каждого читателя наступил момент озарения, изумления красотой, восторга перед красотой. И тогда мир слов и мыслей откроет свои тайны.



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687